Развитие детей – одна из важнейших задач, которые стоят перед родителями. Однако стоит помнить, что процесс развития ребёнка идет не только тогда, когда он пошёл в школу, а гораздо раньше. С самых ранних лет мама с папой должны уделять прогрессу ребёнка много времени и сил. Отличие дошкольных упражнений от школьных состоит в том, что малышам нужны не сложные задания, а развивающие игры для детей.
Особенности развития детей дошкольного возраста
- В 3 года ребёнок начинает проявлять самостоятельность. Его попытку к независимости нужно уважать, ведь тогда малыш почувствует себя на правильном пути. Выбирайте такие игры для развития, чтобы крошка сам смог что-то сделать, решить, придумать, выбрать. Родители не должны мешать этому процессу. Нужно только помочь малышу, если он попросит.
- В 4 года у ребёнка формируется пространственное мышление, его речь всё больше походит на взрослую. В этом случае вам помогут разные виды игрушек для развития. Это могут быть настольные игры, головоломки, игры с карточками. Начните вместе с малышом рисовать, лепить, придумывать.
- В 5 лет у детей появляются свои хобби и увлечения. Задача родителей – поддерживать их и развивать таланты.
- В 6 лет дети уже читают и считают. Но учить чтению и счёту стоит не как в школе, а в игровой форме. Тогда ребёнок быстрее запомнит и лучше усвоит навык. Также следите за тем, чтобы малышу не было скучно. Иначе пропадет мотивация к новым знаниям.
Игры, развивающие моторику
- «Бегом на кухню». Положите в четыре тарелки четыре разных вида крупы: рис, гречку, овсянку и фасоль. Потом попросите ребёнка потрогать содержимое каждой тарелки. После этого закройте ему глаза и переставьте миски местами. Задача ребёнка – узнать, в какой тарелке какая крупа находится.
- Также можно провести похожую игру с вещами малыша. Засуньте в мешок предметы, которыми он часто пользуется. Например, вилку, куклу, шапку, медвежонка. А ребёнок на ощупь должен догадаться, что он вытащил.
- Книги с окном и клапаном. Есть такие пособия, которые заставляют маленькие пальчики работать. В таких книжках-малышках ответы на стихи-загадки находятся под клапаном. Его нужно отодвинуть, развивая ловкость, чтобы узнать ответ-изображение. Ещё есть интересные энциклопедии, в которых нужная информация скрыта под закрытым окошком-картинкой.
Игры, развивающие память
- «Наводящие вопросы». Гуляя с ребёнком по городу или парку, обращайте его внимание на прохожих, животных, деревья, проезжающие машины. Придя домой, задайте ему вопросы на эти темы. Например, сколько машин проехало мимо нас? Сколько собак мы встретили? Какого цвета была куртка у водителя автобуса?
- «Парные карточки». Положите карточки с изображениями разных предметов рубашкой наверх. Ребёнок должен открывать по очереди по две карточки. Если они совпали, то малыш убирает их. Если нет, кладет на место. И ищет так до тех пор, пока не найдёт все пары.
- «Повторяй за мной». Взрослый и ребёнок становятся лицом друг к другу. Первый начинает делать простые движения, а второй должен повторить. Потом следует усложнить движения по мере того, как ребёнок справляется.
Игры для сенсорного развития
- «Найди такой же». В эту игру можно играть и дома, и на улице. Взрослый выбирает один признак, например, цвет, форму, размер. А ребёнок должен найти вокруг себя все предметы жёлтого цвета, или круглой формы, или большого размера.
- «Неизвестные звуки». Возьмите несколько предметов и на глазах у ребёнка издайте с помощью них звуки. Это может быть звучание колокольчика, шуршание пакетом, стук вилки о тарелку. Затем ребёнок отворачивается, родители начинают вновь издавать звуки, а малыш должен понять, что это звучит.
- «Ходим в ритм». Родители начинают хлопать в ладоши, а ребёнок должен идти по заданному темпу. Чем быстрее стук ладоней, тем быстрее должен идти ребёнок и наоборот. Темп необходимо менять.
Игры, развивающие речь
- «Глубокое дыхание». Чтобы ребёнок обладал ораторскими качествами, ему нужно не только знать много красивых и эффектных слов, но и тренировать дыхание. В этом поможет упражнение с ватными шариками. Соорудите на столе лабиринт из разных предметов. Скатайте из ваты шарик. Ребёнок должен с помощью дыхания докатать шарик от начала лабиринта до конца.
- «Я вижу». Ребёнок загадывает любой предмет, который находит около него. Его задача – описать данную вещь как можно точнее. Цвет, размер, форма, функции.
Игры, развивающие воображение
- «Превращение рук». Обведите ладони и ступни ребёнка карандашом на бумаге. Ребёнок должен из контура придумать нечто интересное и дорисовать. Например, из руки может получиться кустарник, а из ноги – лодка.
- «Ищем алфавит». Напишите на бумаге алфавит. Малыш должен на каждую букву вспомнить свой предмет. Например, а – абрикос, б – борода, в – волосы. Будет сложнее, если ребёнок подберет те предметы, которые увидит поблизости.
- «Рисуем карту». Возьмите бумагу, карандаши и вместе с ребёнком нарисуйте окрестность, в которой проживаете. Она может включать дом, школу, дорогу, по которой обычно ходит малыш, его любимый магазин, парк и даже парикмахерскую.
- «Робот». Пусть ребёнок вместе с родителем придумает робота, который был бы полезен всей семье. Это может быть помощник по хозяйству, или чистильщик дачи, или магазинный курьер. Придумали? А теперь пусть малыш нарисует его со всеми необходимыми деталями.