Ребенок забыл спортивную обувь в школе, не записал в дневник домашнее задание, не купил в магазине хлеб по поручению родителей. Список ситуаций с детской забывчивостью бесконечен. Не торопитесь ругать или наказывать сына или дочку за подобные оплошности. Вначале следует определить причины такого поведения.
Внимание и память относятся к когнитивным способностям. Они развиваются постепенно. Дети дошкольного возраста запоминают информацию механически, без применения специальных приемов и техник. Необходимы развивающие занятия, способные научить управлять памятью, использовать методики логического осмысления событий, явлений, вещей.
Особенности памяти в дошкольном возрасте
Дети 4–6 лет запоминают информацию вне зависимости от собственного желания. Это происходит в условиях определенной деятельности, чаще всего игровой. В памяти дошкольников откладывается то, на что они обратили внимание во время каких-либо занятий.
Исследования доказали, что память дошколят эпизодическая. В одном из экспериментов ребятам показали два домика. Один был синего цвета, второй – зеленого. В каждом из них находился набор предметов. После рассматривания детям предложили их назвать. Из группы в 10 человек с таким заданием справились все, а цвет домика не смог правильно назвать никто из испытуемых.
Данные эксперимента говорят о следующем:
- для запоминания предметов в определенной связи, во времени, в пространстве нужны тренировки;
- у многих детей в дошкольном возрасте лучше развита долговременная память. Они помнят давно произошедшие события, но не в состоянии пересказать телефонный разговор с мамой, состоявшийся 15 минут назад.
Развить кратковременную память помогают терпение и тренировки.
Упражнения для победы над забывчивостью
Психологи советуют развивать у детей 4–7 лет все виды памяти:
- двигательную. Ребятишки с удовольствием играют в игру «А ну-ка повтори!». Взрослый ведущий водит одного из участников по определенному маршруту. У ребенка завязаны глаза. В процессе движения ему предлагается сесть, подпрыгнуть на одной ножке, поднять руки вверх. Суть игры – повторить все это в точности, но с открытыми глазами.
- зрительную. Распространенное упражнение – дорисовка недостающих элементов. Детям дают рассмотреть картинку, а затем показывают другую, похожую на первую, но с некоторыми отсутствующими элементами. Задача – восстановить рисунок по памяти;
- слуховую и ассоциативную. Очень простое, но эффективное упражнение – называть детям любые слова, означающие предметы, и просить передать свои мысли об их свойствах, виде, характеристиках.
Перечисленные упражнения можно выполнять дома или подобрать специальные занятия, например, курс меморики, ориентированный на развитие всех видов памяти. Программа состоит из нескольких разделов. Обучение позволяет эффективно применять полезные приемы запоминания.