Развитие без границ
+7 (707) 500-91-62
office@smartum.com.kz
28.05.2018
Поделиться: 0
  • Facebook
  • Vkontakte
3389

Устный счет без калькулятора: цель достижима

Все меньшее количество людей утруждают себя устным счетом. Примеры решаются при помощи калькулятора, но мозг при этом не получает тренировки, остается пассивным. Обычному человеку, не вундеркинду, улучшить навыки устного счета можно при помощи регулярных упражнений и терпения. Целесообразно также подобрать специальные развивающие занятия, построенные на авторских методиках. Устный счет детям так же важен, как и взрослым. Поэтому нужно заранее обеспокоиться о том, как научить ребенка устному счету.

Польза устного счета

Важно понимать пользу навыка, состоящую в следующем:

  • устный счет развивает мыслительную деятельность;
  • при решении примеров укрепляется память, появляется способность концентрировать внимание, воспринимать информацию на слух;
  • люди, свободно оперирующие двух-, трехзначными числами в уме, оказываются в выигрышной ситуации в магазине, при оценке смет, выборе банковского кредита.

Польза устного счета в полной мере раскрывается тогда, когда человек хорошо овладеет этим навыком.

Как научить ребенка устному счету

Лучший возраст для начала обучения

Возраст 5–7 лет является самым продуктивным для обучения. В этот период дети максимально любопытны, поскольку у них образуется большое количество нервных клеток и нейронных связей. Ребенку проще овладеть новым навыком и хорошенько его закрепить.

Как правильно учить ребенка?

Многие родители задаются вопросом, как объяснить ребенку устный счёт. Арифметика оперирует цифрами. Число – абстрактное понятие, которое сложно представить маленьким детям, поскольку у них преобладает наглядно-образное мышление. На первом этапе обучения нужно, чтобы ребенок понял, что игрушки, ложки, машинки можно пересчитать, то есть сопоставить с группой объектов определенное число.

Эффективные приемы обучения:

  • просьба принести определенное количество предметов;
  • обращение внимания на число героев известных сказок и мультфильмов, например, три поросенка, четыре черепашки-ниндзя, семь гномов и проч.;
  • игра в домино, на костяшках которого изображены точки.

Когда сформируются четкие образы, привязанные к числам от 1 до 10, можно переходить к простейшим примерам.

Изучение состава числа

Выполнять примеры на сложение и вычитание дети могут, когда понимают, что такое состав числа, например, что пять – это три и два или четыре и один. Запомнить все варианты в переделах десятка детям сложно, их более сорока. Для формирования навыка полезны следующие игровые упражнения:

  • разложить указанное число предметов на две группы, например, рассадить пять кукол по двум домикам, расставить четыре машинки по двум гаражам;
  • дополнить имеющееся количество до нужного. Пример: перед куклой уже лежит пять конфет, но она хочет семь. Сколько нужно добавить?

Упражнения на состав числа в идеале должны быть доведены до автоматизма. Только после этого этапа ребенок готов к пониманию операций сложения и вычитания.

Как научить ребенка устному счету

Методики обучения устному счету

Обучение детей устному счету – непростой процесс. В этом родителям могут помочь разные методики обучения.

Эффективные тренировки

Математика – наука, построенная на точных законах. Достаточно запомнить и научиться применять несколько алгоритмов быстрого сложения, вычитания, деления и умножения. Вот несколько правил:

  • при сложении и вычитании используется техника опоры на десяток. Легко сообразить, сколько не хватает до 10 одному из слагаемых, а затем отнять/прибавить разницу к результату. Нужно постоянно тренироваться разбивать большие числа на разрядные слагаемые и оперировать уже с ними;
  • умножение на четные числа – это многократное удвоение;
  • при умножении двузначного числа на 11 нужно по краям поставить число единиц и десятков, а между ними – их сумму;
  • деление на 5 заменяется более простыми операциями – умножением на 10 и делением на 2.

Подробное описание ускоряющих вычисления алгоритмов можно найти в интернет-изданиях, в специальной методической литературе.

Можно отойти от традиционного сложения и умножения чисел в столбик, визуализируя эти процессы. На данной методике построена система обучения ментальной арифметике.

Вначале арифметические действия производятся при помощи абакуса, древних японских счетов. Затем реальный инструмент заменяется ментальной картинкой. Это позволяет перестроить мышление, делать вычисления быстрее. Кроме навыка устного счета, у слушателей развивается интеллект, повышается скорость мыслительных процессов и восприятия информации, улучшается память.

Подавление внешних раздражителей

Основная трудность школьников, взрослых людей при устных вычислениях – слабая концентрация внимания. Решить проблему также можно с помощью тренировок. Создавайте для себя искусственные раздражители:

  • попробуйте сделать необходимые расчеты без калькулятора в общественном транспорте;
  • займитесь гимнастикой для ума при работающем телевизоре.

Научиться концентрировать внимание помогают занятия Либерикой. Методика разработана для увеличения скорости чтения. В процессе обучения слушатели отходят от традиционного побуквенного восприятия текстовой информации, учатся читать по вертикали, выделять главные моменты, концентрироваться на сути.

устный счет детям

Советы родителям

  1. Ребенок дошкольного и младшего школьного возраста быстро утомляется, поэтому умение считать нужно прививать в игровой форме.
  2. Сына или дочь необходимо хвалить за успехи, повторять, какой он или она молодец, что все понимает и правильно делает.
  3. Уроки должны проходить регулярно и часто. Как спортсмен перед соревнованиями тренирует свой организм, так же и человек должен постоянно подпитывать свой мозг умственными занятиями, чтобы тот всегда был в тонусе.
  4. Выбирать методику занятий нужно исходя их индивидуальных особенностей ребенка.
  5. Наберитесь терпения и будьте толерантны к сыну или дочери. Возможно, малыш не будет понимать вас с первого раза. Не нужно кричать и давить на ребенка. Лучше вдохнуть полной грудью и объяснить материал ещё раз.