Мини-тест для взрослых: сколько дел вы планируете на день и сколько из них завершаете? Успеваете расслабиться в перерывах? Активный взрослый человек способен реализовать задуманное и отдохнуть — энергия плавно и полноценно питает все отделы его мозга. Если питание заканчивается, ощущение свободы и полноты жизни исчезает. Дети сигнализируют об этом снижением успеваемости, плохим почерком, эмоциональной нестабильностью и нарушением сна. А в более тяжелых случаях задержкой речевого развития и другими серьезными проблемами.
Восстановить энергию и тонус можно с помощью гимнастики для мозга. Детям, к слову, очень нравятся необычные способы заставить ум трудиться. Посмотрим, как работает такая тренировка и какие упражнения можно уверенно положить в «копилку».
СОДЕРЖАНИЕ
Тренировка для ума: что это такое
Наука подтверждает: мозг управляет движениями мышц. Верно и обратное — недаром малышам для успешного развития психических процессов нужно как можно больше двигаться: перебирать мелкие предметы (формирование речи), ползать (ориентация в пространстве) и так далее.
На этом принципе основана гимнастика для мозга — комплекс простых, но крайне полезных физических упражнений, которые целостно влияют на его работу, повышая общую работоспособность ребенка.
Система, изучающая связи между телом и умом, называется образовательной кинезиологией. На ее основе создана целая программа нейрогимнастики, позволяющая активировать природные механизмы мозговой деятельности через физические упражнения. Дуэт «мысль+движение» помогает выявить скрытые способности ребенка, наполнить его энергией и расширить творческий потенциал — это научно доказанные факты о развитии детей.
Чтобы достичь хороших результатов, занятия должны проводиться систематически, в доброжелательной и спокойной обстановке, а упражнения следует выполнять четко и правильно, постепенно усложняя задачи.
Что дает гимнастика для мозга детям
Даже непродолжительная тренировка — около 10–15 минут в день — позволит восстановить недостающие нейронные связи и значительно улучшить мыслительные процессы. А еще:
- повысить уровень энергии;
- улучшить внутреннюю стабильность;
- усовершенствовать двигательную и зрительно-моторную координацию;
- дать толчок к активному развитию мышления, внимания и памяти;
- повысить концентрацию внимания;
- запустить процесс гармоничного взаимодействия обоих полушарий мозга;
- развить творческие способности.
Регулярные ежедневные упражнения обладают продолжительным эффектом, так как действительно тренируют мозг и помогают раскрыть его потенциал. В отличие от лекарств-стимуляторов, которые работают кратковременно.
«Спортзал» для интеллекта: упражнения для развития способностей детей
Все, что ребенок умеет делать сам — это часть работы мышц, которые сыграли важнейшую роль в формировании этих навыков. Регулярное и качественное движение приносит огромную пользу нервной системе.
Занятия для мозга должны включать задания, направленные:
- на умение переключаться, напрягаться и расслабляться;
- на способность подобрать и сохранить какую-либо позу;
- на растяжку мышц и расслабление глаз.
Публикуем некоторые простые упражнения из гимнастики для мозга. Детям нужно выполнять каждое действие под контролем взрослых.
1. Растяжка, напряжение и расслабление.
«Струна». Лежа на спине ребенок должен потянуться сначала обеими руками, затем ногами, представляя себя вытянутой струной. Затем поочередно правыми рукой и ногой, потом левыми. Важно при этом держать спину расслабленной и не выгибать. Упражнение повторять лежа на животе.
Принцип: ребенок учится управлять движением и готовится к познавательным процессам — пониманию, прогнозированию, удержанию внимания.
«Огонь и лед» / «Замри-отомри». Взрослый командует «Огонь!», и ребенок должен начать активно двигаться всем телом. По команде «Лед!» он застывает в той позе, в которой его настиг сигнал, но сильно напрягая мышцы. Команды чередуются, а время выполнение каждой варьируется. Во второй игре правила те же, только дети бегают и шумят, пока не услышат слово «Замри!».
Принцип: формируется навык переключения, управления своим телом (умение напрягаться и расслабляться по необходимости), снимаются зажимы.
Обе игры особенно важно включить в комплекс упражнений для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности: они помогают снизить чрезмерную двигательную активность, дисциплинируют, развивают скорость реакции и учат следовать инструкциям.
2. Саморегуляция и межполушарные связи.
«Старт-стоп». Ребенку дается четкий ориентир, до которого надо добежать по команде «На старт! Внимание! Марш!» (угол дома, скамейка и т. д.). Пункты назначения все время меняются, и ребенок должен стараться держать их в памяти.
«Стихи в движении». Взрослый читает ритмичное четверостишие и выполняет движения вместе с малышом. Затем снова читает, а ребенок повторяет действия сам и дополняет строки по памяти. Высший пилотаж — исполнить «номер» без помощи взрослого (и сорвать аплодисменты).
«Кулак-ребро-ладонь». Руки ребенка находятся на плоскости стола. Последовательно выполняются три движения: сжать в кулак, поставить ребром на поверхность стола, распрямить руки на столе ладонями вниз. Упражнение повторяется поочередно правой и левой рукой, затем двумя одновременно.
«Лезгинка». Ребенок должен сжать левую руку в кулак, развернув ее пальцами к себе и выставив в сторону большой палец. Правая рука распрямлена в горизонтальном положении и касается мизинца левой. Суть упражнения — как можно быстрее зеркально менять положение рук (попробуйте сами — результат вас повеселит).
3. Координация движений и произвольное внимание.
«Хождение по канату». Пройти по начерченной на асфальте или песке линии, по бревну или доске.
Любые игры с мячом, а также воздушными шарами или мыльными пузырями — ловить, подбрасывать, лопать руками и т. д.
«Лодочка» и «Велосипед». В первом случае ребенку предлагается изобразить лодочку, подняв голову, руки и ноги (лежа на спине или животе), и покачаться «на волнах». Во втором нужно имитировать езду на велосипеде, сцепив руки на затылке в замок и касаясь коленей локтями при «кручении педалей». Взрослые контролируют: шея не должна быть напряжена, а дыхание остается ритмичным и ровным.
Оба упражнения учат находить равновесие, контролировать себя и удерживать внимание.
Из огромного количества вариантов гимнастики для мозга детям крайне полезны занятия ментальной арифметикой и зеркальное рисование двумя руками. Оба метода синхронизируют левое и правое полушария, позволяя сформировать навыки концентрации внимания, развить творческое мышление и воображение. Помните: занятия приносят пользу только в том случае, если малышу интересно все, что он делает с вами вместе.
Испытайте упражнения на себе и обязательно добавьте элемент веселой игры. Вдохновленный ребенок моментально почувствует прилив бодрости, сил и улучшение настроения. Некоторые задания на межполушарное взаимодействие поначалу вызывают смех — руки и ноги очень смешно не хотят подчиняться командам мозга! Со временем движения станут более согласованными, и успех неизбежен. А пока попробуйте вместе почистить зубы «непривычной» рукой — у кого лучше получилось?