«Мама, я сам!» Как помочь ребенку стать самостоятельным

15.06.2022

Есть очень старый анекдот: «Мальчик, как тебя зовут?» — «Сережа Перестань». В одной из версий мама сомневается, не слишком ли строго она воспитывает сына. Смех смехом, а сколько «нельзя», «прекрати» и прочих рамок преодолевает обычный ребенок за день?

Если не давать проявлять инициативу в 4 года, а в 10 все запрещать, вряд ли дальше можно ожидать от человека уверенности и силы характера. Зато подстраиваться и действовать «правильно» он научится лучше всего.

Но «удобным» детям очень неудобно жить.

Поговорим о том, как развить самостоятельность у ребенка, не принося в жертву ни свое, ни его спокойствие.

Почему он несамостоятельный

Хорошо, когда малыш многое умеет и с радостью это выполняет (в соответствии со своим возрастом). На практике сложнее: даже если умеет, вдруг начинает тщательно скрывать и не спешит делать. Почему?

Разрешая крохе проявлять инициативу, родители сталкиваются с врожденным детским стремлением быть независимым и принимать решения своим умом. И тут пересекаются две реальности — взгляды детей и родителей на правильность выполнения каких-либо действий далеко не всегда совпадают. То есть, кашу самому есть можно и нужно, но медленно размазывать ее по столу и одежде — нет. Разве справедливо?

Важно! Если ребенок получает право проявить самостоятельность, он, скорее всего отвергнет рамки и шаблоны, которые ему навязывают. В этом нет ничего плохого, пока он набирается опыта. Но большинство родителей не готовы принять этот факт. Вот только позиция «Делай сам, но по моим правилам» постепенно приводит к неуверенности в себе.

Где же тонкая грань между ненавязчивой, но полезной помощью и губительным контролем из чувства страха? Для начала важно запомнить три главных принципа разумного воспитания:

  • Принятие. Значит отказаться растить удобного (для себя) ребенка и смириться с его попытками проявить характер.
  • Свобода. Значит предоставить малышу право выбора, чтобы он прожил свой, личный опыт, проанализировал ошибки и тем самым научился думать сам.
  • Доверие. Значит поверить в ребенка и его силы, наблюдать и быть готовым корректно помочь и не бросаться с инструкциями по первому требованию.

А теперь на практике.

Что делать: памятка родителям

Учить «плавать», бросая «в воду» на середине реки — не очень удачная тактика, так как может привести к неожиданным и не всегда хорошим результатам. Психологи советуют идти следом и не мешать, осторожно контролируя и постепенно прививая навыки принятия решений.

Чтобы воспитать по-настоящему самостоятельную личность, важно соблюдение трех условий:

  1. Желание самого ребенка.
  2. Наличие посильных для него препятствий на пути к желаемому.
  3. Вознаграждение за потраченные усилия (грамотная похвала).

Лучше всего уверенность и решительность дети проявляют в быту.

Вот как можно развить самостоятельность у ребенка, действуя поэтапно:

  1. Создать развивающую среду.

Малыш станет увереннее и счастливее, если в доме найдется место, где он будет распоряжаться вещами по своему усмотрению. Важно убрать из общения категоричное «Нельзя!» и оставить в свободном доступе безопасные предметы, которые можно применить в каком-то деле, не привлекая родителей (например, веник и совок, цветное ведерко для бумажного мусора и т. д.).

  1. Мягко вовлекать в процесс и демонстрировать пример.

Приготовление обеда и завтрака, уборка кладовки, уход за питомцем — можно делить с ребенком эту работу и просить его о помощи. Дети с радостью стараются, когда им доверяют важное «взрослое» дело, и очень гордятся своими успехами, за которые непременно нужно хвалить. Кроме того, вовлечение в повседневные дела — это еще один прекрасный пример того, как можно развивать воображение у детей. Превратите уборку в увлекательный квест или предложите ребенку изобрести новые способы наведения чистоты.

  1. Запастись терпением.

Сколько раз вы ловили себя на мысли, что помыли бы эти пять тарелок гораздо быстрее? В силу физических и возрастных особенностей ребенок может потратить на это чуть больше времени, и пусть будет так. Главное не торопить его, чтобы не упустить интерес.

  1. Признать право на ошибки и промахи.

Придется пройти через ошпаренного чаем кота, килограммы просыпанных круп, литры пролитой воды и других жидкостей; блины будут комом, пол в муке, а тесто пресным — ошибки неизбежны. Важно, чтобы ребенок столкнулся с отрицательными последствиями своей работы и осознал их. Поэтому никакой критики: только доброжелательное участие и пояснение (и вместе пожалейте кота).

  1. Показать себя со стороны.

Не навязывая собственных взглядов на ситуацию, поделитесь опытом и опишите свои переживания в том же возрасте. Расскажите, какие выводы были сделаны и к чему они привели. Примеры родительских ошибок очень хорошо формируют способность думать прежде чем делать.

Свободу ребенку! Как избежать крайностей

Когда родители учат малыша нести ответственность за принятые им решения, это не значит, что они его бросили на произвол судьбы. Это значит, что ему предоставили свободу, считая личностью, способной анализировать свои поступки. Сколько нужно свободы, чтобы дети ею разумно распоряжались?

Существует две крайности:

  • чрезмерная опека, контроль и стремление все сделать за ребенка;
  • абсолютная свобода, которой он еще не умеет пользоваться.

В первом случае ребенок постепенно поймет, что от него в этом мире мало что зависит — все уладят взрослые. Появится страх оценивать ситуацию и делать выводы, а затем исчезнет мотивация. Здесь родители не столько воспитывают, сколько прислуживают, нередко преувеличивая способности своего отпрыска.

Чем больше опека и контроль, тем менее приспособленным к жизни вырастает малыш.

Второй случай должен быть не начальным, а последним этапом в воспитании самостоятельной личности — когда ребенок уже накопил с помощью родителей некий продуктивный опыт, сформировав способность ставить цели и искать способы их достижения. Соберет ли первоклассник портфель сам просто потому, что ему об этом сказали, не подав пример и больше не проявив интерес?

Результат такого родительского поведения — одиночество и беспомощность малыша перед окружающим миром, страх перед трудностями (даже перед теми, с которыми он бы легко справился при участии родителей).

То есть, ребенку нужно давать столько свободы, сколько он сможет «поднять и унести». Не отказывать в помощи, но помогать только тогда, когда маленький человек действительно не справляется. При этом не делать за него, а действовать вместе.

Чтобы понять, как развить самостоятельность у ребенка, вспомните детство: чего вам не хватало в поведении родителей и что хочется изменить? Отдайте под детскую ответственность важную область задач. Это хорошая возможность отточить умение до такой степени, чтобы ребенок сам смог контролировать обязанности, без участия взрослых. С преодоления простых житейских микротрудностей и начинается самостоятельный и решительный человек.