Отношение к детям всегда было и остается теплым и внимательным. С давних времен ребенок являлся образцом духовной чистоты, объектом любви и заботы, независимо от того, что его окружало — наскальные рисунки, деревянные полати или технический прогресс. Дети всегда порождали вокруг себя множество удивительных загадок и мифов, и продолжают с успехом это делать. Им удается то, на что способен далеко не каждый взрослый. Это подтверждают многочисленные наблюдения ученых и факты о развитии детей. Для любознательных родителей мы публикуем небольшую познавательную подборку.
СОДЕРЖАНИЕ
Любопытные вехи истории: как росли дети в древности
Так устроено, что людской инстинкт требует оберегать наследников жизни, любить их и взращивать на благо развития рода человеческого. Пройдем по основным историческим этапам и посмотрим, как дети развивались на протяжении разных эпох.
Древний мир. Первые 3–5 лет были самыми трудными для первобытного ребенка из-за отсутствия простейшей медицинской помощи, но окрепшие становились полноправными членами общины и росли наравне со взрослыми, принимая участие во всех их делах.
Древняя Русь. С 5 лет малыши взрослели: формировались ключевые для того времени навыки — девочки обучались искусству ведения домашнего хозяйства, а мальчики осваивали ремесло и помогали главе семьи в его делах.
В Древней Руси огромное внимание уделялось физическому воспитанию ребенка, поощрялись игры, развивающие силу и ловкость.
Древнеегипетские дети с 5 лет обучались грамоте и письму в школах при храмах. С младшего школьного возраста многие начинали выполнять простую работу (пасти овец, собирать папирус).
Древний Рим. Несмотря на повсеместный рост «отказников» и работорговлю, римляне знали, как развить талант у ребенка в разных областях. Они активно строили школы, где можно было получить неплохое для того времени образование: обучиться чтению, письму, логике, искусству риторики и даже гимнастике.
В Древней Греции общее образование для ребенка было обязательным. Спартанские дети и вовсе умели практически все, особенно жить организованной общиной и стоически переносить тяготы и лишения.
Если древнегреческий родитель не обучил своего отпрыска какому-либо ремеслу в детстве, выросший сын имел полное право отказаться содержать отца в старости.
Древний Китай — родина раннего развития. Например, идея «поднес руку ко рту — пора учиться есть самостоятельно» была основной в воспитании детей того времени.
И чем дальше шагала история, тем больше детей могли получить качественное образование и полноценно развиваться. Современность предоставляет огромное количество возможностей, но заставляет задуматься о противоречиях, которые возникают из-за переизбытка информации.
Популярные мифы и факты о развитии детей
В выборе стратегии воспитания важно руководствоваться здравым смыслом. Например, понимать раннее развитие не как агрессивный способ «затолкать» в ребенка как можно больше знаний, а как возможность сформировать полноценную личность, учитывая возрастные особенности и предпочтения малыша.
С какими заблуждениями часто сталкиваются родители?
Миф №1: мозг ребенка менее активен, чем у взрослого.
Правда: клетки головного мозга дошкольника в два раза «шустрее», чем у студента ВУЗа. Именно поэтому дети так быстро запоминают новую информацию и даже могут освоить два иностранных языка.
Миф №2: раннее развитие — это вредная нагрузка.
Правда: только если взрослые слишком им увлекаются. Важны четыре составляющие успеха: обоюдное удовольствие от процесса, подходящая игровая среда, эмоциональный контакт и мера во всем.
Бытует мнение, что второй ребенок в семье говорит хуже первенца, а раннее изучение иностранного языка грозит задержкой речевого развития. Это тоже мифы, не подтвержденные наукой.
Миф №3: мальчики отстают по развитию от девочек.
Правда: научные факты о развитии детей говорят, что мальчики просто другие и не менее обучаемые. Некоторые способности у них развиты лучше — например, концентрация на конкретных действиях, а не на размышлении. Они более подвижны (поэтому в школу им стоит идти чуть позже девочек) и менее эмоциональны, но и гениев среди мужчин гораздо больше.
Миф №4: технически усовершенствованные игрушки развивают лучше.
Правда: современные разработки действительно дают больше преимуществ для обучения детей, но родительские любовь и заботу не заменит ни один гаджет. Даже простая картонная книга, но в руках мамы и прочитанная ее голосом, дает больше, чем «говорящий» плакат на стене.
Если углубиться в эту тему, окажется, что у детей невероятное количество интересных особенностей, о которых взрослые даже не догадываются.
10 занимательных детских особенностей
- Еда для ребенка — в буквальном смысле «пища для ума»: более 50% энергии, получаемой из еды, малыш тратит на развитие мозга.
- Возглас «Это мое!» — не повод объявить кроху жадиной. Это признак развития маленького человека и его новой способности разделять себя и других на отдельные самостоятельные личности.
- Если вы хотите усовершенствовать математические способности ребенка, чаще включайте ему спокойную мелодичную музыку.
- Большинство детей в возрасте до полутора лет успешно пользуются обеими руками. В возрасте 2–3 лет малыш определяет, какая из них ведущая. Более 80% детей в мире — правши.
- Новорожденный не имеет коленных чашечек. Они окончательно формируются к шестому месяцу жизни. А еще младенцы чутко реагируют на эмоциональную окраску мелодии или речи и различают радость и грусть, вот почему душевное равновесие молодой мамы так важно.
- Дети очень любят в рисунках теплые цвета, а холодные используют, когда расстроены или взрослый просит нарисовать что-то неприятное.
- Малыши не учитывают цветовой фактор при выборе пола. Разделение одежды на розовый и голубой тона для девочек и мальчиков — стереотип взрослого мира!
- Существует теория, что аналогия с ребенком, который отворачивается от нелюбимой еды, дала жизнь популярному жесту отказа — покачиванию головы из стороны в сторону.
- Древние дети тоже умели развлекаться: в Лувре хранится первая игрушка, найденная при раскопках на территории Древней Персии и датированная 1 тысячелетием до н. э.
- У малышей с рождения есть способность осваивать родную речь. Прислушайтесь к пятилеткам: они могут воспроизводить огромное количество специфических речевых оборотов без подсказок взрослых.
Это далеко не все факты о развитии детей. Пожалуй, самый важный из них говорит о том, что интеллектуальные и творческие способности ребенка зависят не только от наследственности, но и от среды, в которой он рос, окружения и особенно от вовлеченности родителей в процесс воспитания маленькой личности. Недаром слова «мама» и «папа» так похожи в разных языках: все лепечущие дети планеты одинаково произносят похожие на них звуки — первые в своей жизни.