Счет в уме — древнейший способ вычисления, который кроме своей основной задачи развивает память, логическое мышление и концентрацию внимания. Существует множество вариантов упрощения арифметических действий: их знание особенно важно, когда под рукой у школьника нет специальных таблиц или гаджетов. Рассмотрим основные приемы быстрого счета без калькулятора, которым каждый родитель может обучить своего ребенка.
Для чего это нужно
Навык ментальных вычислений позволяет управлять реальностью на другом уровне — например, заранее зная, сколько сдачи дадут и стоит ли тратить в столовой все деньги, если друзья пригласили в кино. А еще помогает изучать иностранные языки (одно из практических применений ментальной арифметики в жизни).
Калькулятор подобен магии: мало кто задумывается, как он работает. Но если ребенок начинает «чувствовать» числа и понимать производимые операции, его уверенность в себе растет, а ментальные способности совершенствуются. Успех возможен при условии:
- регулярных тренировок (не менее 10–15 минут в день);
- визуального представления арифметических действий;
- соперничества (с друзьями, родителями);
- признания достижений.
На первый взгляд овладеть навыком сложно. Но если использовать проверенные приемы и следовать рекомендациям, все получится.
Быстрый счет без калькулятора: простые способы
Чтобы справиться с вычислениями в уме, нужно знать несложные математические закономерности. Доведя действия до автоматизма, пора усложнять задачу.
- Чтобы отнять 9 из любого числа, его уменьшают на 10 и прибавляют 1. Например: 145–9=145–10+1=136. Аналогично с 8 и 7, но прибавляют 2 и 3 соответственно.
- Чтобы умножить на 11 двузначное число, надо сложить две его цифры и поместить между ними этот результат. Например: 42×11. Сложив 4 и 2, получим 6. Ответ: 42*11=462. Если сумма оказалась больше 9, единица результата прибавляется к первой цифре двузначного числа, а рядом стоящее число идет в центр. Например: 78×11. 7+8=15, единица прибавляется к 7, а в центр встает 5. Ответ: 78×11=858.
- При счете без калькулятора, умножая на 9, надо загнуть палец, соответствующий умножаемому числу (4×9 — четвертый палец). Теперь осталось посчитать пальцы до него и после. Ответ: 36.
- Умножение на 101 и 1001: достаточно приписать число к самому себе. 54×101=5454.
- Чтобы умножить число на 4, нужно два раза умножить его на 2: 17×4= (17×2)+(17×2)=68.
- Можно складывать двузначные числа, «разбирая» их на десятки и единицы слева направо: 43+84=40+80+3+4=127. Аналогично с трехзначными.
Пальцевый метод умножения дети воспринимают как веселую игру, испытывая массу положительных эмоций и постепенно начиная производить действия в уме.
Есть и другие действенные способы быстрого счета без калькулятора, которые позволяют достичь феноменальных результатов — например, ментальная арифметика. Занятия на абакусе и выполнение увлекательных вычислений вызывают неподдельный интерес ребенка, особенно когда в кратчайшие сроки он обучается производить сложные вычисления. Приходите в «Амакидс» («Смартум»), и мы расскажем, в чем секрет этой уникальной древнейшей методики. Первое занятие бесплатно!