Развиваем зрительную память: как научить ребенка управлять образами?

29.05.2022

Помните мультфильм «В поисках Немо»? Забавная рыбка Дори постоянно забывает, куда и зачем плывет, но периодически каким-то образом «достает» детали своего путешествия из глубин памяти. Эта особенность, кажется, ее совсем не расстраивает. Зато плохая память у ребенка может серьезно расстраивать его родителей и добавить ему сложностей в будущем.

Существуют «дети-сканеры», которым достаточно бегло просмотреть текст, чтобы понять его суть и выдать почти слово в слово без запинки. Они легко воспроизводят наизусть «Бородино» — кошмарный сон многих взрослых, отлично читают и впоследствии без усилий пишут грамотно, так как запоминают образ слова. Они далеко не всегда вундеркинды, это дети с прекрасно развитой зрительной памятью.

Поговорим о том, что это за навык и как его правильно тренировать.

Что такое зрительная память и зачем она нужна?

Представьте сознание в виде комода с ящиками: в нем хранятся разные образы, которые можно вытащить в нужный момент и с пользой применить.

Способность запомнить, а потом максимально живо и в деталях воспроизвести картинки (или тексты) называют зрительной (визуальной) или фотографической памятью.

Визуальная память часто работает вместе с тактильной, слуховой и даже обонятельной. Зачем все это нужно?

Память хранит уже имеющийся небольшой опыт ребенка и помогает ему познавать мир: для этого формируется целая система процессов. И зрительная память, объединяющая в себе мышление, воображение и восприятие, занимает в ней важное место. Она создает прочный фундамент, на котором маленький человек впоследствии будет по кирпичику выстраивать свои знания, умения и навыки.

Как это работает?

Виды зрительной памяти и особенности детского запоминания

Выделяют три типа визуальной памяти:

  • иконическая,
  • кратковременная,
  • долговременная.

Первая работает доли секунды и помогает отфильтровать информацию, выбросив ненужное. Вторая (она же рабочая) длится 15–30 секунд, а третья на месяцы и годы становится камерой хранения важных впечатлений и событий, позволяя мысленно воспроизвести их в любой момент.

Родители, приобретая новый опыт, накладывают его на приобретенный — так легче поместить «в комод» нужную информацию. Но как развить зрительную память у ребенка? Ведь он еще не может поставить себе конкретную цель запомнить или воспроизвести какой-то образ. Тем более, дети не владеют специальными приемами для этого: они никогда ничего не усложняют, понимая мир через игру. И чем она увлекательнее и насыщеннее яркими картинками, тем быстрее кроха научится управлять образами.

На занятиях по ментальной арифметике в развивающих центрах «Амакидс» («Смартум») тренировке зрительной памяти у детей уделяется особое внимание, и игровые задания дают поразительные успехи! Но на уроках используется авторская онлайн-платформа, а что же родители могут делать самостоятельно в домашних условиях?

Мини-практикум: улучшаем зрительную память

Дидактическая (поучительная) игра не только закладывает новые знания, но и позволяет ребенку их обобщить и закрепить:

  • детям 2–4 лет нравится сам процесс, результат им пока не нужен, поэтому и задачи однотипны и просты: собрать пирамидку, воспроизвести звук, который издает животное;
  • средний и старший дошкольный период предусматривает более сложные игры: подключаются сюжеты, роли («дочки-матери», «магазин») и задания, где надо проявить наблюдательность, вспомнить предмет или явление в прошлом и связать его с действительностью («шляпу какого сказочного героя ты держишь в руках?»);
  • развивающие занятия детей школьного возраста должны включать наглядные материалы и задания, тренирующие запоминание деталей (например, рассмотреть картинку из геометрических фигур, затем убрать ее и как можно точнее описать, представив в уме).

Как развить визуальную память у ребенка, удержав его внимание и любопытство? Следовать простому правилу: обеспечить разнообразие и вовлеченность в процесс, учитывая при этом интересы малыша.

Успех зависит от того, насколько эмоционально ребенок воспринимает каждое действие: с удовольствием рассматривает разноцветную собаку в книжке или, наоборот, отталкивает ее. Именно через сильные эмоциональные переживания образы попадают в сознание и остаются там надолго.

Педагогическая копилка мамы

Загадочная эйдетика

Эта полезнейшая методика для детей от 3 лет развивает способность образно мыслить, обучает приемам запоминания и развития воображения.
Вот наиболее эффективные инструменты и приемы:

  • Зрительная прорисовка

Ребенку предлагается дорисовать букву или цифру: добавить интересные детали и превратить графический знак в другой предмет. Из цифры «8» выйдет отличная матрешка, а буква «ж» легко становится бабочкой.

  • Мысленная прорисовка

Если малыш никак не запомнит «У лукоморья дуб зеленый», можно предложить ему в красках представить и этот дуб, и вальяжного кота, гуляющего по толстой цепи (пусть у него будут галстук и пенсне). Прием хорошо помогает научиться запоминать стихотворения и пересказывать прозу.

  • Развитие зрительного восприятия

Игра в «Сыщика» или «Исследователя» однозначно понравится детям. В первом случае нужно найти загаданный взрослым предмет, задавая наводящие вопросы, как Шерлок Холмс; во втором — подражая ученому, составить характеристику предмета (например, чайника), как можно точнее описав детали его внешнего вида.

Волшебная мнемоника и ассоциации

Мало кто задумывается, что до сих пор сопоставляет даты и дни недели, зрительно представляя разворот дневника. Будучи школьниками, мамы и папы учили падежи с помощью «Ивана, родившего девчонку» и знали, чем особенны странные «пифагоровы штаны».

Это и есть мнемоника — способ запоминания сложной информации путем перевода ее в более простые для восприятия мозгом зрительные образы.

Справиться с потоком информации помогут ассоциации — метод яркого связывания одно с другим. Забавно, но чем смешнее и нелепее ассоциация, тем лучше она работает. Можно предложить ребенку запомнить список покупок с помощью доведения до абсурда («надо купить собаке хлеб, а бабушке ошейник от блох»). Чем неожиданнее связь между словами, тем эффективнее результат.

Пара «кот и молоко» не сработает во фразе «кот пьет молоко», так как имеет слишком простую ассоциацию, и быстро забудется. А вот словосочетание «кот ушел за молоком в буфет» и повеселит, и запомнится, особенно если визуально представить эту картину. Этот прием называется метод оживления.

Другие упражнения

Самое простое из них — попросить ребенка после прогулки описать, что он видел, пока вы шли от магазина до дома или площадки.
Еще несколько вариантов:

  1. «Шапка-невидимка». В течение 5 секунд нужно запомнить предметы, которые будут накрыты шапкой, и затем перечислить их.
  2. «Снежный ком». Техника основана на цепном построении событий в связный рассказ (как в стихотворении «Дом, который построил Джек»). Например: «Я собираюсь варить макароны и налью воду в ковш» — «Я собираюсь варить макароны, налью воду в ковш и дождусь, пока она закипит», и так далее до конца процесса.
  3. «Узнай предмет». С завязанными глазами ребенку на ощупь нужно определить, какую игрушку положили ему в руку. Если игрушек было несколько, он должен правильно назвать последовательность их появления.
  4. «Бусы». Задача — запомнить узор бус, составленных из разных геометрических фигур, и по памяти восстановить их последовательность на листе бумаги.

 

Зрительная память — важный хранитель информации. Развивая этот навык в ходе повседневного общения с ребенком, превратите занятия в забавную игру. На основе приведенных вариантов упражнений можно разработать собственный педагогический план, который будет направлен на развитие фантазии, речевых навыков и образного мышления малыша. Но не забывайте о главном: о хорошем настроении ребенка и его огромном желании учиться.

У вас все получится!