Пол — это лава! Касаться его очень опасно. Ваше спасение — только мебель, и «выживет» лишь самый ловкий. Это та самая игра «Горячий пол»: из тех, что начинаются спонтанно в самом неподходящем месте и о которых не договариваются. А ведь лава плещется под ногами именно силой воображения.
В этой способности человека кроется неисчерпаемый творческий ресурс и огромная созидательная сила. Креативный ребенок, став взрослым, способен подарить миру удивительные открытия и гениальные изобретения. Даже сложные математические вычисления невозможны без тренированной фантазии.
Как развивать воображение у детей? Как «прокачать» умение мыслить нестандартно? Будем двигаться шаг за шагом, от теории к практике
СОДЕРЖАНИЕ
Воображение и мышление: как это работает
Воображение и мышление относятся к познавательным процессам, и развитие одного без другого невозможно. Только благодаря их взаимодействию человек творит и разумно управляет своей деятельностью.
В чем сходство и различие?
Мышление (контроль):
- обобщенно и опосредованно отражает действительность;
- всегда означает получение нового знания;
- всегда порождается проблемой, которую надо решить.
Позволяет:
- высказывать определенную мысль (суждение);
- группировать и делать выводы (умозаключение);
- объединять признаки предметов (определение);
- выводить частное из общего и наоборот.
Воображение (свобода):
- опосредованно отображает действительность;
- трансформирует приобретенные знания и опыт;
- воспроизводит живые образы;
- связывает вещи необычным способом;
- способствует изобретательности.
Позволяет:
- представлять окружающий мир;
- регулировать эмоции и познавательные процессы;
- продумывать план решения проблемы в уме;
- управлять физиологическими функциями (зайти в прохладное море, чтобы искупаться, и представить, что оно теплое).
У дошкольников младшего и среднего возраста «рулит» воссоздающее воображение: генерируя образы, полученные из сказок, стихов и рассказов родителей, дети искренне в них верят, так как жизненный багаж знаний и опыта еще слишком мал. В старшем дошкольном возрасте активное воображение объединяется с мышлением. Теперь они работают сообща, а малыш активнее познает окружающий мир, успешнее справляется с повседневными задачами и отличает вымысел от реальности.
Эти возрастные изменения нужно учитывать при планировании игр и занятий, так как фантазия должна раскрывать и совершенствовать личность ребенка, но не заменять его реальность грезами и пассивной мечтательностью.
Развиваем мышление и воображение ребенка: практическое руководство
Детям чужды правила и шаблоны. Поэтому лучшая тактика взрослых — позволять фантазировать и нестандартно выходить из разных ситуаций, помогая и поддерживая любые инициативы. Накапливая опыт с помощью игры, ребенок адаптируется к жизни и учится мыслить.
Необходимо комплексно воздействовать на все органы чувств: зрение, слух, обоняние и осязание. Телесный опыт порождает образы, которые накладываются на имеющиеся у ребенка знания и превращаются в конкретные идеи и картинки.
Как развивать воображение у детей: три главных принципа
С раннего возраста важно учить ребенка пользоваться воображением как инструментом для тренировки интеллекта:
- рассказывать о явных и скрытых свойствах предметов и явлений (так называемый прием «обратной мозговой атаки»: бумагу можно использовать для письма или разжигания костра);
- поощрять эксперименты, контролируя безопасность;
- побуждать задавать вопросы и отвечать на встречные.
Полезно моделировать житейские ситуации и стараться дать ребенку возможность проанализировать их самостоятельно: бабушка ушла на почту — что она там делает? Если малыш будет фантазировать с удовольствием, он быстрее научится решать проблемы творчески.
Дружим с книгой
Читайте и рассказывайте истории, пойте песни и учите стишки-потешки. Пусть ребенок, разглядывая картинки, покажет изображенные предметы и назовет их свойства. Полезно играть в ассоциации: на что похож свернувшийся в клубок ежик?
Вот несколько эффективных примеров, как можно развивать креативность у детей с помощью чтения и визуализации:
- «сказка наизнанку» — что если Золушка будет не такой доброй, а Красная Шапочка начнет преследовать несчастного волка, который и вовсе зла никому не желает? Такой «метод ошибки» хорошо наводит на новую мысль;
- «салат из сказок» — Колобок катится по лесу и встречает Кота в сапогах. Что будет дальше? Кто еще встретится им? Даже «стертый» образ при такой переработке сюжета оживет и заиграет новыми красками;
- «а навстречу ему…» — игра, в процессе которой можно творчески изменить путь героя, добавив новое слово к ключевым сюжетным понятиям. Например, Колобок встречает в лесу зайца, волка, медведя и автобус. Как теперь пойдет повествование?
Занимательное рисование
Приведенные ниже игры полезны с психологической точки зрения, так как помогают разглядеть заветные мечты или страхи ребенка.
- «Что за зверь». Существует ли рыба-чайник? А рыба-магнит? Можно нарисовать, где они живут, чем питаются и с кем дружат.
- «Продолжи рисунок». Из геометрической фигуры необходимо создать картинку: рожицу из круга, елку из треугольника и т. д.
- «Рисуем настроение». Лучше всего для этого подходит акварель: пусть малыш наиболее подробно изобразит свое настроение. При этом важно не ограничивать выбор цвета (например, не запрещать использовать черный или серый).
- «Кляксография». На лист бумаги ставится большая клякса, а потом дорисовывается до смешного персонажа или сюжета. Попросите ребенка рассказать, что он изобразил. То же самое можно сделать с отпечатками ладоней.
- «Музыкальная картина». Включаем музыку и просим малыша нарисовать фигуры и линии, которые ассоциируются у него с мелодией.
Педагоги в помощь
Где их искать? В творческих кружках и развивающих центрах.
Художественная лепка: из пластилина или полимерной глины можно создавать целые миры, населяя их персонажами и придумывая новых по мере развития сюжета.
Конструирование и робототехника: кубики и необычные конструкторы прекрасно развивают творческое и абстрактное мышление.
Оригами: очень увлекательная форма искусства складывания фигур из бумаги. Помимо развития воображения, тренирует ловкость и координацию, улучшает концентрацию внимания.
Ментальная арифметика: стимулирует одновременное развитие полушарий мозга, активно развивая воображение, логическое мышление, память и внимание.
Развиваем мышление и воображение ребенка правильно
У эмоциональных и впечатлительных малышей по комнате бегают зайцы в клеточку, на потолке растут цветы, а за шторой кто-то стоит. Родители принимают это за чрезмерно развитую фантазию и чаще всего ошибаются: если нет агрессии, все в пределах нормы.
Плохо не то, что ребенок выдумывает, а то, что его креатив направлен не в то русло. Понаблюдайте, в какую область вписывается фантазерство: истории; песни, которые малыш «где-то слышал» (но придумал сам); причудливое разрисовывание комнаты. Это подсказка, где «зарыт» талант!
Что с этим делать? Не бояться брать и использовать в правильных целях, развивая задатки маленького человека, пока не растерял. Большинство взрослых перестают фантазировать, забывая, что от развитого воображения до гениальности всего шаг.
Помните, великие писатели, поэты и ученые имели богатую фантазию. Воображение «умеет» управлять объектами, выходящими далеко за пределы мышления, поэтому его называют «сверхмышлением». Обладает им только человек, который и двигает цивилизацию.