Чтение – одно из основных средств получения новых знаний. Глобальная часть школьного обучения построена на работе с книгами. Сегодня к этому добавилась текстовая информация с компьютерных мониторов. Навык владения полноценным чтением является залогом успешного изучения всех остальных школьных дисциплин. Верно и обратное.
Прогрессивные педагоги практикуют нестандартные методики и упражнения, направленные на развитие навыка скорочтения уже в младших классах. В процессе организации учебного процесса применяется личностный подход, т. е. тесное взаимодействие с учащимися, учет индивидуальных особенностей каждого, система поощрений и мотивации, ряд других приемов.
Компетентность педагогов проявляется и в грамотном выборе упражнений для совершенствования навыка чтения. Заметный эффект дают творческие элементы на уроках.
Техническая и смысловая составляющие чтения
Навык включает две стороны:
- техническая часть относится к скорости. Хорошая техника – это чтение около 150 слов в минуту, правильное произношение звуков, выразительность;
- смысловая часть – способность эффективно осознавать суть текста, понимать содержание с первого прочтения.
Составляющие навыка взаимосвязаны: низкая техника определяет плохое усвоение. Причины такого явления следующие:
- дефекты развития артикуляционного аппарата;
- регрессивный взгляд – постоянное обращение к началу предложения, страницы;
- небольшой угол зрения;
- низкая концентрация внимания;
- плохая память.
Каждый из факторов устраняется тренировками, специальными занятиями. Так, развить работу артикуляционного аппарата можно с помощью специальной гимнастики. В некоторых школах с такого тренинга начинается любой урок. Дети выполняют упражнения для губ, языка, учатся повторять скороговорки.
Исправить привычку возвращаться к началу текста позволяют специальные шаблоны, закрывающие уже прочитанные слова.
Для увеличения угла зрения полезно заниматься по таблицам Шульте.
Включение творческих упражнений в стандартную школьную программу позволяет добиться хороших результатов. Дети, овладевшие навыком, демонстрируют отличную успеваемость, выделяются в классе, уверены в себе, охотно получают новые знания.
Если вы знаете, что в школе детей обучают читать классическими методами, лучше дополнительно подобрать специальные занятия. В центрах интеллектуального развития можно пройти курс либерики. В программу включены описанные выше и другие упражнения для повышения техники чтения. Результатом прохождения курса является не только умение быстро читать, но и увеличенный объем памяти, возросшие мыслительные способности.