В зависимости от жизненных ситуаций кто-то успешно учится в одном учебном заведении на протяжении всего периода обучения, а кто-то меняет школы относительно часто, например, по причине переезда родителей из-за работы. Но не имеет значения, первый раз ребенок переходит в новый класс или это уже вторая-третья школа – каждый раз нужно заново адаптироваться, знакомиться, выстраивать модель поведения. Если ребенок коммуникабельный, а класс не проблемный, то влиться в новый коллектив удастся практически сразу, в противном случае этот период может затянуться.
Новый класс как чистый лист – начинаем сначала
Учась в классе, ребенок привыкает к коллективу, учителям, установленным правилам, и поэтому резкая смена привычной среды – это стресс. Ситуация усугубляется, если происходят кардинальные перемены: переезд семьи в другой район или город. Логично, что в новом классе играют по новым правилам, могут действовать другие свои законы и шаблоны поведения, с которыми придется столкнуться ребенку. Но можно попробовать облегчить ситуацию и помочь ему адаптироваться:
- По возможности переход в другую школу совместить с началом нового учебного года, а до этого показать ребенку само учебное заведение изнутри, познакомить с будущим классным руководителем и другими учителями.
- Не исключено, что у школы есть свой форум в социальных сетях, а то и группа, в которой собраны ученики одного класса или параллель. Поэтому ребенок может познакомиться с новыми одноклассниками в привычной для современных подростков среде.
- Позитивный настрой – не нужно воспринимать новый класс как поле боя и нервничать перед каждым походом в школу. Спокойствие и уравновешенность помогут создать положительное впечатление не только у школьников, но и у педагогического коллектива.
Переход в новый класс для ребенка – это отличный шанс откорректировать свою модель поведения, хотя его место в социуме, определенной иерархии будет во многом зависеть от того, на какой ступеньке он находился в предыдущем коллективе.
Относительно четкое разделение детей на определенные группы можно проследить еще с детского сада:
- Лидеры – центральные фигуры в локальном детском мирке, чаще всего это наиболее развитые дети, шустрые и активные. Именно они становятся инициаторами игр и шалостей, диктуют правила и увлекают за собой остальных. С лидерами хочет дружить, общаться большая часть коллектива.
- Среднее звено, в которое входят общительные, достаточно активные дети, поддерживающие ровные отношения со всем классом, но зависимые от модели поведения лидеров. У них может возникнуть своя группка в классе с учетом определенных интересов, но это общая масса.
- Аутсайдеры, изгои – дети, которые так и не смогли адаптироваться, влиться в коллектив. Иногда это спровоцировано особенностями характера ребенка, иногда причинами становятся проблемы с физическим или психическим развитием.
Для того чтобы понять, какое место в иерархии класса занимает ваш ребенок, не обязательно общаться с психологом или учителем – достаточно проследить за его поведением. Так, если школьник активно общается с одноклассниками, проводит время с ними же вне школы, обменивается приглашениями на дни рождения, то это говорит об отсутствии проблем в общении. А соответственно, и адаптироваться в новом коллективе ему будет проще.
Школа: особенности адаптации
В начальных классах влиться в новый коллектив значительно проще – и дети воспринимают появление одноклассника более спокойно, и четкая иерархия еще не выстроилась. Поэтому чаще всего пришелец перестает восприниматься как новенький уже в первый месяц. Важную роль тут играет личность учителя младших классов и то, как он знакомит коллектив с новым участником, представляет ребенка остальным. Так что не лишним будет познакомиться с классным руководителем заранее.
Атмосфера в 5–8-х классах уже совершенно иная – сформированы определенные модели поведения, отношения между учениками, здесь есть свои лидеры и свои изгои. Отношение большинства во многом будет зависеть от точки зрения лидеров, их оценки. Положительный эффект на адаптацию в средних классах оказывают следующие факторы:
- Самостоятельность, коммуникабельность, умение не дать себя в обиду, но и не провоцировать конфликт первым.
- Наличие хобби, любимого занятия, в котором ребенок успешен, например, спорт, рисование, танцы, музыка.
- Друзья вне школы – из одного двора, если не поменялось само место жительства, товарищи по играм и увлечениям, курсам.
- Доверительные, благополучные отношения в семье.
Старшеклассники проще относятся к появлению нового члена коллектива, поскольку заняты решением своих проблем – учебой, подготовкой к экзаменам и поступлению в вузы. Не последнюю роль играет внешность нового ученика, а проблемы с весом, кожей или речью могут стать причиной неуверенности в себе.
За кулисами и на сцене: что происходит с ребенком в новой школе?
Освоиться в новом коллективе и занять достойное место в иерархии – задача не из легких даже для общительного и активного подростка. Поэтому от родителей на данном этапе требуется не навязчивое, но повышенное внимание. О том, что все в порядке и адаптация проходит успешно, говорят следующие факторы:
- ребенок ходит в школу с радостью, а не отбывает ежедневную повинность, как на каторге;
- после уроков гуляет с одноклассниками, общается с ними в социальных сетях, ходит в гости и приглашает к себе;
- активно делится впечатлениями с родителями, рассказывает об одноклассниках и знакомит с товарищами по школе.
В свою очередь о том, что у ребенка в новом классе возникли проблемы, может свидетельствовать:
- угнетенное, подавленное состояние – школьник ничего не рассказывает об одноклассниках, возвращается расстроенным или в слезах, замыкается в себе;
- придумывает любые поводы, чтобы лишний раз прогулять школу, даже если успеваемость не снизилась;
- не исключено обострение хронических заболеваний, например бронхиальной астмы или дерматита, что также говорит о нежелании появляться в новой школе.
Как помочь ребенку социализоваться?
Преимущество детского, подросткового коллектива в том, что он достаточно гибкий и живой, а значит, ситуацию можно переиграть в пользу новенького. Но прежде чем предпринимать любые действия, необходимо понять, какая ситуация сложилась в классе. Время проходит, а ребенок так и не обзавелся новыми друзьями? Возможно, причина кроется в стеснительности, застенчивости, и эту проблему можно решить.
Например, поинтересуйтесь у своего ребенка, с кем он сидит за одной партой, предложите позвать одноклассников в гости или найдите повод для детского праздника. Также можно попробовать поговорить с классным руководителем и привлечь ученика к школьной самодеятельности, записать его в спортивную секцию или отправить на дополнительные занятия с другими детьми. Еще один вариант – стимулировать успеваемость, что поможет ребенку стать увереннее, проявить себя. Не лишними будут дополнительные развивающие занятия, курсы ментальной арифметики, которые помогут с легкостью справиться с учебной программой и нагрузкой.
Также важно проследить, чтобы в классе не было травли, от которой не застрахованы ученики ни самой обычной общеобразовательной школы, ни модной элитной гимназии. Чаще всего травля наблюдается в средних классах – ребенка регулярно доводят до слез, придумывают обидные прозвища, дразнят, прячут или портят вещи, щипают, толкают, бьют.
Пускать такую ситуацию на самотек нельзя. Вмешательство можно начать с разговора с классным руководителем, школьным психологом или директором. Иногда учителя предпочитают закрывать глаза и делать вид, что в классе ничего не происходит, но только коллективные действия по исправлению ситуации принесут положительный результат. Нельзя и оставлять ребенка один на один с его проблемами, рассказывая о самостоятельности и взрослении. Если в классе происходит травля, то один ученик не справится с коллективом своими силами. Также не стоит искать проблему в личностных качествах жертвы или в его внешнем виде.
Первый раз в новый класс – это всегда сложная задача. Но в ваших силах помочь ребенку облегчить этот переход и быстрее адаптироваться к новым правилам, освоиться в коллективе.