28.05.2022
Поделиться: 0
  • Facebook
  • Vkontakte
4227

Как понять, готов ли ребенок к школе?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала разобраться с тем, что же означает термин «Готовность к школе».

Что такое готовность к школе?

Готовность к школе – это состояние ребенка, обусловленное наличием комплекса навыков и качеств, необходимых для начала обучения в школе.

Готовность к школе можно условно разбить на нескольких одинаково важных составляющих. Давайте поговорим о каждом из них подробнее:

  1. Физическая готовность определяется состоянием здоровья, уровнем развития двигательных навыков (мелкая моторика рук, бег, прыжки и др.) и уровнем развития анатомно-физиологических систем (слух, зрение и т.д.)
  2. Личностная готовность подразумевает принятие общественной позиции школьника, умение подчиняться правилам и желание учиться.
  3. Интеллектуальная готовность характеризуется определенным уровнем развития внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Например, большой словарный запас, умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы, обобщать и т.д.
  4. Эмоционально-волевая готовность определяется способностями контролировать своё поведение и поступки, эмоциональное состояние в соответствии с принятыми нормами поведения.
  5. Социально-психологическая готовность включает в себя умение находить место в коллективе сверстников, подчиняться требованиям взрослых, понимание того, что не все зависит от желания ребенка. Обучение максимально эффективно тогда, когда первоклассник обладает всеми перечисленными способностями и качествами. И хочется подчеркнуть еще раз – очень важно желание учиться.

Как узнать, готов ли ребенок к школе?

Чтобы узнать, готов ли ребенок к школе, необязательно посещать психолога или других профильных специалистов. С помощью наблюдений за поведением малыша каждый родитель сам сможет дать ответ на этот вопрос. На что именно следует обратить внимание:

  1. Физическое развитие. Малыш в дошкольном возрасте должен уметь бегать, прыгать, играть в мяч, подниматься по лестнице, хорошо слышать, видеть, ориентироваться в пространстве.
  2. Эмоциональное развитие. Малышу поможет, если он будет понимать не только свои эмоции, но и эмоции других людей. А также причинно-следственные связи того, из-за чего появляются те или иные положительные или отрицательные эмоции.
  3. Речевое развитие. Ребенок должен уметь называть основные окружающие его предметы, легко отвечать на вопросы взрослых, объяснять, для чего нужны различные вещи (автомобиль, дверь, стол), уметь рассказать какую-либо историю.
  4. Умение общаться. Малыш должен уметь включаться в игры других детей, соблюдать очередность, когда это необходимо, уметь слушать других.
  5. Когнитивное развитие. Ребенок должен уметь различать фигуры, буквы, раскладывать по порядку серию картинок, уметь пересказывать истории, сохраняя смысл. Если всё перечисленное умеет делать ваш ребенок, то он готов к школе. И вы можете не волноваться этим вопросом.

Как понять, готов ли ребенок психологически?

Во многих школах перед поступлением в первый класс распространена практика знакомства ребёнка со школьным психологом. Он в свою очередь задает ребёнку перечень вопросов, которые помогают определить психологическую зрелость и подготовленность будущего школьника, чтобы быть уверенным, что он сможет правильно ориентироваться в простых жизненных ситуациях. Следует отметить, что итоговое решение складывается из нескольких результатов, которые оценивают знания об окружающем мире, степень развития памяти, уровень восприятия и прочее.

Примером специальных методик могут быть подобные:

Воссоздать текст.

Ребёнку дается листок бумаги, на котором написано несколько слов, и ему предлагается воссоздать на другом листе то, что он видит. Не обязательно для этого уметь читать. Важно то, что ребёнок покажет свою мелкую моторику, понимание задания и способность выполнять, не отвлекаясь.

Оценка развития речи и мышления.

Ребёнку предлагается назвать детенышей животных или проговорить некоторые слова во множественно числе. Например, «Коза - козлёнок», «Корова - теленок», «Кошка-котенок»,  «Один – много», «Человек – люди». Данный подход помогает понять то, как мыслит ребёнок и размышляет.

Составить историю.

На стол выкладывается несколько картинок, которые необходимо выложить последовательно, составив историю и рассказав ее. Так показывается умение ребёнка понимать причинно-следственные связи и приходить к определенным умозаключениям и выводам.

После подобных тестов психолог приходит к общему, примерному заключению о степени психологической зрелости ребёнка. Высокий уровень говорит о хорошей приспосабливаемости, вдумчивости, понимании окружающего мира. Средний уровень говорит, что ребёнок будет справляться с трудностями хорошо, пока это не будет граничить с его уровнем возможностей. При низком уровне ему будет тяжело осваивать новый материал и лучше протестировать его заранее, чтобы успеть подготовиться к учебному году.

Как подготовиться к школе?

Ключевой вопрос не в том, как подготовиться к школе, а как подготовиться быть самостоятельным. Потому как первокласснику, помимо обучения школьной программе, необходимо будет учиться становиться взрослым.

А для этого нужно понимание. Понимание того, что он прочитал, вместо бездумного заучивания букв. Понимание значения того, что он пишет в тетради. Понимание того, что хочет от него учитель. А для этого нужно планирование своих действий, чтобы ребёнок понимал, что он делает, для чего и как он придет к верному решению. Для примера – можете дать ему пазл и понаблюдать, что он будет с ним делать. Если он сначала внимательно изучит готовую картинку, а после от начала до конца соберет полностью весь пазл, как бы ему тяжело не было, то можете радоваться вместе с ним, потому как у него получилось придумать стратегию своих действий и довести начатое до конца. А если он через пару минут все бросил, то стоит с ним еще позаниматься и совместно придумать успешную стратегию для достижения поставленных целей.

Признаки подготовленного к школе ребенка

Чтобы окончательно понять, готов ли ваш ребёнок к школе, ответьте сами себе на один вопрос: «Научился ли ваш ребёнок играть?» Игра имеет ведущее место в жизни каждого дошкольника, а школа – это продолжение игры. У нее свои правила, свои участники (учащиеся, учителя). Придется как выигрывать (грамоты, пятерки), так и проигрывать (двойки, замечания). Добиваться целей, отстаивать мнения, учиться работать сообща и в команде.