Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста: популярные методики

28.12.2016

Сегодняшние дети развиваются быстрее, чем предыдущее поколение. Уже никого не удивишь тем, что 4–5 летний ребенок спокойно работает с планшетом или мобильным, тогда как бабушки и дедушки, а порой даже и мамы с папами не всегда могут разобраться в новинках. Однако в дошкольном возрасте важно систематизировать развитие, чтобы ребенок подошел к учебному периоду подготовленным. Поэтому помимо классических советов (позитивная атмосфера в семье, самоподготовка, правильный режим дня) мы хотели бы рассказать вам о популярных методиках развития, которые станут серьезным подспорьем в процессе подготовки к школьным будням.

развития умственных способностей дошкольников

Системы развития умственных способностей детей дошкольного возраста: рекомендации и советы

Отметим, что для успешного применения любой методики необходимо, чтобы она была доступна и понятна ребенку, вызывала у него интерес и желание опробовать новые задания. Также неплохо, если задания будут творческими — так подготовка будет меньше похожа на школьные уроки.

На сегодня популярными методиками развития умственных способностей детей дошкольного возраста являются:

  • система Монтессори. Методика заключается в следующем: ребенок выбирает себе направление и задания самостоятельно, а педагоги приходят на помощь только по его просьбе. При таком подходе развивается усидчивость, концентрация и терпение, однако ребенок привыкает работать в одиночку и не получает опыта занятий в группе и командной работы;
  • методика Никитиных. Задания ребенку дает педагог, они рассортированы по возрастающей сложности. Если решать задачу не получается, ее на время откладывают в сторону, при этом педагог не подсказывает пути решения. Из плюсов методики стоит выделить сочетание творческих и спортивных заданий, из минусов — отсутствие индивидуального подхода;
  • методика Зайцева. Методика применима с 2 лет, что дает возможность начать подготовку к школе раньше остальных. Суть методики — в обучении чтению с помощью кубиков и таблиц, а также музыки. Несомненным плюсом методики является развитие словарного запаса и освоение чтения, тренировка речи. Однако, по наблюдениям специалистов, в школах ребенок может столкнуться с проблемами при разборе слов (как фонетическом, так и по составу);
  • методика Лупан. Принцип методики — ребенок делает те задания, которые хочет. Для постановки и решения задач можно использовать все, что подвернется под руку, что делает возможным обучение практически в любом месте. Задача педагога — рассказывать ребенку о вещах и явлениях, окружающих его, в максимально интересной форме. Один из слоганов методики: если есть знание, будет и понимание;
  • ментальная арифметика. К несомненным плюсам стоит отнести всестороннее развитие — навыки пригодятся как в школе (на любых предметах), так и в ВУЗе, и на работе. Основа методики — обучение счету с помощью счетов-абакуса, благодаря чему развиваются оба полушария мозга. И конечно же, методика прекрасно тренирует память. Именно она лежит в основе занятие в развивающих центрах «Амакидс» («Смартум»), распространенных в 11 странах мира благодаря популярности и эффективности ментальной арифметики.

развития умственных способностей дошкольников

Данные методики развития умственных способностей дошкольников — прекрасный способ подготовить ребенка к школьным будням и помочь ему провести это время не только с пользой, но и с интересом, получить максимум из школьного курса и раскрыть свои таланты. Они позволяют как развить у ребенка интеллект, так и сделать его обучение и школьные годы по-настоящему интересным и запоминающимся периодом.