18.10.2021
Поделиться: 0
4298

Как развить концентрацию у ребёнка?

Некоторым детям сложно сконцентрироваться на чём-то важном, быть внимательными и сосредоточенными. Однако, когда ваш сын или дочь идёт в школу, концентрация внимания ребёнка становится просто необходима для хорошей успеваемости. Что делать, если у ребёнка нет сосредоточенности? Так же, как память, мышление и воображение, концентрацию можно развить. Главное – начать как можно раньше.

Что такое внимание?

Каждую секунду благодаря нашим органам чувств мы получаем новую информацию. Но наш мозг настолько умён, что отсеивает ненужные нам сведения, оставляя в памяти лишь то, что необходимо. Это происходит за счет внимания. Внимание – это умение человека сконцентрироваться на одном предмете или явлении.

Специалисты считают, что есть два типа внимания:

  • Непроизвольное. Оно не связано с волей человека, не требует от него никаких усилий. Например, сидя с родителями в кафе, ребёнок непроизвольно обернёт голову на вдруг возникший шум – это официантка уронила поднос.
  • Произвольное. Применяется с помощью воли человека. Это значит, что люди должны приложить определенные усилия, чтобы сосредоточиться на каком-либо действии или объекте. Например, на чтении книги. У детей с этим видом внимания есть трудности, потому что сила воли ещё не до конца развита у них.

Способы развития концентрации внимания у детей

Родители должны знать, как развить концентрацию у ребёнка. Для этого есть несколько способов.

Читайте детям вслух. Выберите занимательную сказку, расскажите её ребёнку 5 лет, а в конце попросите пересказать. Если возникнут проблемы, то помогите ему наводящими вопросами. Например, «Куда поехал принц на своём коне?» или «Где жила принцесса?».

Собирайте мозаику. Ища нужный паззл, малыш сам по себе станет сосредоточенным. Начните с простых и крупных головоломок и закончите каким-нибудь морским пейзажем, в котором 1000 деталей. Кроме того, паззлы отлично развивают мелкую моторику.

Контролируйте время, проведённое за компьютером и телевизором. Замечено, что у детей школьного возраста, которые много времени проводят за экраном, снижается внимательность. Это связано с тем, что их мозг привыкает к конкретной форме развлечения, и потом ребёнку 8 лет сложно сосредоточиться на чём-то ином, кроме графики и световых вспышек.

Когда ребёнок 7 лет идёт в школу, необходимо организовать ему рабочее место. О какой концентрации может идти речь, если малыш делает уроки на кухне, где полно запахов еды, или в гостиной, где гудит телевизор? Рабочее место должно быть тихим, аккуратным. Необязательно выделять целую комнату. Достаточно того, что у школьника будет свой отдельный стол с канцелярскими принадлежностями и лампой.

Учитывайте индивидуальные особенности сына или дочери. Некоторым для лучшей концентрации требуется полная тишина и уединение. Другим будет комфортнее делать уроки под музыку. Одним детям нужно постоянно делать маленькие перерывы в работе, а остальные не могут отвлечься, пока всё не сделают. Пусть ребёнок выберет тот подход, который ему удобнее.

Занятия спортом также способствуют улучшению концентрации внимания. Физкультура несёт пользу не только для тела, но и для ума. Дети 10 лет, которые много двигаются, легче сосредотачиваются на важном.

К тому же сейчас существует множество методик для развития внимания. Одна из лучших – ментальная арифметика. Это курс быстрого устного счёта, направленный на гармоничное развитие двух полушарий мозга. После обучения ребёнок может считать многозначные числа в уме и одновременно читать стихотворение. Упражнения по ментальной арифметике повысят концентрацию вашего ребёнка, помогут ему стать более сосредоточенным и внимательным, научат уверенности в себе.

Ошибки родителей в развитии концентрации внимания у детей

Мало знать, как повысить концентрацию у ребёнка. Нужно ещё учесть, какие ошибки могут при этом совершить мама с папой, и к каким проблемам это может привести.

  • Не нужно давать ребёнку очень трудные задания. Дети разных возрастов сильно отличаются друг от друга по уровню развития. Поэтому при обучении необходимо учитывать количество лет, которое исполнилось
  • вашему малышу. Невозможно насильно подтолкнуть процесс психического и физиологического развития ребёнка.
  • Не стоит требовать от ребёнка, чтобы он большую длительную работу сделал за один раз. Вы же тоже распределяете свои дела по более мелким задачам. Позвольте сыну или дочери поступить так же. Не нужно подгонять его, говорить: «Чем быстрее сделаешь, тем быстрее получишь мороженое». Позвольте ему работать в своем темпе.
  • Не нужно пренебрегать мелкими деталями, которые могут помешать. То, что для взрослых не представляет трудностей при работе (случайный телефонный звонок, посторонние разговоры, бардак на столе), может являться большой помехой для ребёнка. Всё это может отвлекать его. Поэтому позаботьтесь о полной тишине и порядке на рабочем месте малыша.

Организация правильного режима дня для ребёнка

Концентрация внимания у детей очень важна. Поэтому нужно позаботиться о том, как проводит свой день ваш малыш. Выработайте определённый режим. Ребёнку младшего школьного возраста будет легче сконцентрироваться, если он будет знать порядок своих занятий. Например, после школы он обедает, затем делает уроки, идёт на дополнительный кружок, а дальше – свободное время. Как только малыш запомнит последовательность действий и привыкнет к нему, он станет меньше жаловаться и будет более внимательным.

Игры для улучшения концентрации внимания у детей

Улучшить плохую концентрацию у детей дошкольного и младшего дошкольного возраста помогут следующие игры.

  • «Пуговки». Ребёнок и взрослый берут одинаковое количество пуговиц разных цветов. Например, у дочки – зелёные, у мамы – синие. Потом ребёнок отворачивается, а родитель в это время с помощью пуговиц составляет какой-либо рисунок. Малыш поворачивается и в течение некоторого времени (в зависимости от возраста) пытается запомнить рисунок. Затем родитель накрывает свои пуговки листом бумаги, а ребёнок пытается воссоздать с помощью своих пуговиц положение, в котором были пуговки мамы или папы.
  • «Гусеница». Взрослые готовят тетрадный лист, где есть клеточки. Потом дают ребёнку команду, чтобы он представил, что по бумаге движется гусеница. Родители говорят, в каком направлении идет насекомое, а ребёнок, руководствуясь лишь воображением, без ручки или карандаша, должен проследить путь гусеницы. Например, мама говорит: «Гусеница идет две клетки вверх, затем одну клетку вправо, потом три – вниз». В конце ребёнок должен показать, куда, по его мнению, пришла гусеница.