Любой родитель хочет, чтобы у его ребёнка было как можно меньше стрессовых ситуаций. Но не всегда мы можем оградить их от детей. Вступление в новый коллектив для многих малышей идёт сложно. И тогда задача мамы с папой – поддержать ребёнка и помочь ему найти друзей.
Что влияет на адаптацию ребёнка к новой группе?
Когда ребёнок поступает в школу или меняет старую, то есть несколько факторов, от которых зависит, как скоро вольётся малыш в новый коллектив. Это сами одноклассники, учителя, особенности ребёнка, поддержка родителей. Иногда мама с папой забывают о желаниях и специфике своего ребёнка и отправляют его, например, в физико-математическую школу. А он хотел изучать языки. Или строгий отец записывает сына или дочь на лёгкую атлетику, а ребёнку больше нравится рисовать. При походе в школу или выборе дополнительных занятий нужно учитывать просьбы ребёнка и его расположенность к чему-либо.
Некоторые дети сами по себе общительные. Они сразу становятся «своими» в новом коллективе, лидируют в нём и ведут за собой. В этом случае проблем со входом в новую группу не будет. Но существуют дети интроверты. Они не любят общаться, им комфортнее с самим собой. Таким детям нужно больше времени, чтобы найти друзей. Здесь помогут специальные упражнения и содействие родителей.
Не последнюю роль играют и педагоги с учителями. Они могут как поддержать новичка и направить весь коллектив в его сторону, так и обратить всех против него.
Как узнать, что у малыша проблемы с адаптацией?
Не всегда у коммуникабельных родителей растут такие же дети. Бывает, что общительная мама воспитывает ребёнка-тихоню. Он может быть умным, сообразительным, талантливым, но при этом без друзей. И это нормально. Главное – это понять, что сына или дочь такая ситуация устраивает. Если он ни с кем не ссорится, его не унижают и не бьют одноклассники, ему комфортно в одиночестве – лучше оставить ситуацию такой, как она есть. Коммуникабельным родителям это может быть непонятно, но нужно смириться с этой особенностью вашего ребёнка. Просто у него такой характер. И если в школе у него нет приятелей, возможно, они найдутся в кружках или секциях. Там, где все малыши увлечены чем-то одним и имеют одинаковые интересы.
Если же вы не можете понять, комфортно вашему ребёнку без друзей или нет, можно поговорить с психологом. Он узнает эмоциональное состояние малыша и расскажет, насколько оно зависит от общения со сверстниками.
Как помочь ребёнку быстрее найти друзей?
Поговорите с ним. Что ему нравится в новом коллективе, а что нет? Как к нему относятся одноклассники и учителя? Как бы он хотел себя представить?
Позвольте ребёнку звать одноклассников или приятелей по кружкам в гости. И сами проявляйте инициативу. Например, скажите: «Мне так понравилась девочка Маша, не хочешь позвать её к нам?» Не нужно указывать ребёнку, с кем дружить. Но следует обращать внимание на тех детей, которые показались вам симпатичны. Общение в неформальной обстановке позволит ребёнку раскрыться, а на своей территории он будет чувствовать себя увереннее.
Учите малыша общаться. Сейчас существует множество занятий по общению, в которых ребёнка учат проявлять лидерские качества стать увереннее.