Развитие без границ
28.05.2022
Поделиться: 0
3862

Математика без зубрежки: как организовать систему занятий?

Негативное отношение к математике может проявиться уже через несколько месяцев после поступления в первый класс. Дети, не получившие адекватной дошкольной подготовки, пасуют перед числами, вызубривают наизусть примеры, не понимая сути арифметических действий. Пробелы в знаниях, отставание от сверстников нарастают, как снежный ком. Ситуация усугубляется, если родители ругают ребенка за плохие оценки, не пытаясь найти источник проблемы и справиться с ней. Родители должны знать, как выучить без зубрежки любой предмет, и математику в том числе.

Нужна ли ребенку зубрежка?

Без зубрёжки в той или иной мере не обходится ни один предмет в школе.

  • Русский язык: хотя зрительная память нередко помогает ученикам писать слова правильно (особенно тем, кто много читает; на этом основан так называемый эффект «врождённой грамотности»), множество правил требуют запоминания. Начиная с «ЖИ-ШИ пиши с буквой И», которое повторяют ученики начальной школы, и до сложных правил синтаксиса в старших классах.
  • Литература: хотя главное в изучении – это понимание произведения, некоторые сведения (хотя бы годы жизни великих писателей) придётся запомнить. Также школьникам приходится учить стихи.
  • История требует запоминания дат наиболее важных событий.
  • Физика, химия, математика, геометрия – науки, которые требуют точности в расчётах, поэтому для успешного обучения школьникам придется зубрить формулы, аксиомы и теоремы.
  • Чтобы покорить вершину свободного владения хотя бы одним иностранным языком, придётся терпеливо заучивать правила, исключения, идиомы, а главное – огромные списки слов.

Польза от зубрежки

Зазубривание позволяет запомнить наибольшее количество информации в рекордно минимальные сроки. Обычно этим методом пользуются студенты в ночь перед экзаменом или школьники перед контрольной работой.

Благодаря зубрёжке пополняется словарный запас у человека. Ребёнок запоминает новые фразы и словосочетания. Если он регулярно зубрит какой-либо материал, используя зрительную память, у него повышается грамотность. Ведь многие слова постоянно попадаются нам на глаза. А если ребёнок часто-часто их видит, то у него в голове откладывается их написание.

С помощью зубрёжки у детей развивается кратковременная память, активно работает мозг, увеличивается скорость мыслительных процессов.

Зубрёжка царила в классах не одно столетие, но для современных учеников этот подход выглядит довольно ограниченным. Хотя всё-таки без повторения нет учения, и тренировки памяти приносят большую пользу и детям, и взрослым. На первый план выходит понимание. Задача учителя – найти к каждому ребёнку подход, который позволит ему усвоить сложный материал в полной мере. А ученики должны понимать, как выучить без зубрёжки новый материал и как учить монотонную информацию.

Как выучить без зубрежки?

И все же материал можно выучить и без зубрежки. Так при чтении материала, который задан наизусть, самое главное – четко понять, о чем идет речь, какова главная мысль, идея. Это поможет быстро справиться с заданием. Помогает выучить и такой способ: связать информацию, которую необходимо запомнить, с каким-либо реальным или вымышленным образом – вспомнили образ, а значит и слова, текст. Если материал большой по объему, лучше разбить его на части и учить дробно.

Для улучшения памяти можно посоветовать любимому чаду решать задачи, читать как можно больше книг, учить стихи и отрывки, время от времени повторять пройденное, особенно на ночь. Способствует запоминанию и хорошее настроение, а также обещание себе какого-нибудь вознаграждения за успешное выполнение.

Помогите ребенку развивать память, пусть не дает мозгу лениться, бездействовать. А если нужно что-то вызубрить, пусть делает это не механически, а осознанно. И тогда он запомнит выученное качественно и надолго.

Система занятий

Обычно трудности с математикой возникают у детей, плохо понимающих состав числа. Если время, когда нужно было посещать развивающие занятия, тренироваться дома, упущено, исправлять ситуацию нужно с устранения именно этого пробела.

Посоветуйте ребенку начинать выполнение домашнего задания именно с этого предмета. Понаблюдайте, почему он не может решить пример. Продублируйте ситуацию на игрушках. Убедитесь, что чадо понимает процесс сложения и вычитания, а не просто пытается заучивать действия.

Детские психологи и педагоги советуют:

  • отмечать даже маленькие успехи;
  • набраться терпения, не кричать на ребенка, избегать обидных ярлыков, таких как «лентяй», «бездарь»;
  • составить список наиболее сложных тем;
  • отрабатывать их постепенно, с проверкой промежуточных результатов, повторением;
  • переходить к следующей теме только после усвоения предыдущей.

Ребенок должен быть заинтересован в тренировках. Расскажите ему о великих ученых, о том, каких достижений удалось достичь людям при помощи математических расчетов, дайте понять, что не любить математику – немодно, несовременно.

Родителям, не уверенным в своих педагогических способностях, можно посоветовать пригласить репетитора. Неплохой вариант – обучение устному счету по авторским методикам. Сегодня активно обсуждается польза ментальной арифметики, курса для дошкольников, школьников, после прохождения которого появляется навык быстрого устного счета, наблюдается резкий скачок в интеллектуальном развитии.

Совместные усилия приведут к результату

Родительское внимание, выбор интересных программ, терпение сделают свое дело. Не обязательно добиваться, чтобы математика стала любимым школьным предметом. Достаточно, чтобы у ребенка было к ней ровное отношение, отсутствовал страх, исчезла неуверенность в своих силах.

Умение хорошо считать, логически мыслить требуется людям всех профессий, считается завидным личностным качеством. Выработайте систему занятий математикой, чтобы в будущем ребенок не был в чем-либо ограничен из-за ее незнания и непонимания.