Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала разобраться с тем, что же означает термин «Готовность к школе».
Что такое готовность к школе?
Готовность к школе – это состояние ребенка, обусловленное наличием комплекса навыков и качеств, необходимых для начала обучения в школе.
Готовность к школе можно условно разбить на нескольких одинаково важных составляющих. Давайте поговорим о каждом из них подробнее:
- Физическая готовность определяется состоянием здоровья, уровнем развития двигательных навыков (мелкая моторика рук, бег, прыжки и др.) и уровнем развития анатомно-физиологических систем (слух, зрение и т.д.)
- Личностная готовность подразумевает принятие общественной позиции школьника, умение подчиняться правилам и желание учиться.
- Интеллектуальная готовность характеризуется определенным уровнем развития внимания, памяти, речи, мыслительных операций. Например, большой словарный запас, умение анализировать, сравнивать, классифицировать предметы, обобщать и т.д.
- Эмоционально-волевая готовность определяется способностями контролировать своё поведение и поступки, эмоциональное состояние в соответствии с принятыми нормами поведения.
- Социально-психологическая готовность включает в себя умение находить место в коллективе сверстников, подчиняться требованиям взрослых, понимание того, что не все зависит от желания ребенка. Обучение максимально эффективно тогда, когда первоклассник обладает всеми перечисленными способностями и качествами. И хочется подчеркнуть еще раз – очень важно желание учиться.
Как узнать, готов ли ребенок к школе?
Чтобы узнать, готов ли ребенок к школе, необязательно посещать психолога или других профильных специалистов. С помощью наблюдений за поведением малыша каждый родитель сам сможет дать ответ на этот вопрос. На что именно следует обратить внимание:
- Физическое развитие. Малыш в дошкольном возрасте должен уметь бегать, прыгать, играть в мяч, подниматься по лестнице, хорошо слышать, видеть, ориентироваться в пространстве.
- Эмоциональное развитие. Малышу поможет, если он будет понимать не только свои эмоции, но и эмоции других людей. А также причинно-следственные связи того, из-за чего появляются те или иные положительные или отрицательные эмоции.
- Речевое развитие. Ребенок должен уметь называть основные окружающие его предметы, легко отвечать на вопросы взрослых, объяснять, для чего нужны различные вещи (автомобиль, дверь, стол), уметь рассказать какую-либо историю.
- Умение общаться. Малыш должен уметь включаться в игры других детей, соблюдать очередность, когда это необходимо, уметь слушать других.
- Когнитивное развитие. Ребенок должен уметь различать фигуры, буквы, раскладывать по порядку серию картинок, уметь пересказывать истории, сохраняя смысл. Если всё перечисленное умеет делать ваш ребенок, то он готов к школе. И вы можете не волноваться этим вопросом.
Как понять, готов ли ребенок психологически?
Во многих школах перед поступлением в первый класс распространена практика знакомства ребёнка со школьным психологом. Он в свою очередь задает ребёнку перечень вопросов, которые помогают определить психологическую зрелость и подготовленность будущего школьника, чтобы быть уверенным, что он сможет правильно ориентироваться в простых жизненных ситуациях. Следует отметить, что итоговое решение складывается из нескольких результатов, которые оценивают знания об окружающем мире, степень развития памяти, уровень восприятия и прочее.
Примером специальных методик могут быть подобные:
Воссоздать текст.
Ребёнку дается листок бумаги, на котором написано несколько слов, и ему предлагается воссоздать на другом листе то, что он видит. Не обязательно для этого уметь читать. Важно то, что ребёнок покажет свою мелкую моторику, понимание задания и способность выполнять, не отвлекаясь.
Оценка развития речи и мышления.
Ребёнку предлагается назвать детенышей животных или проговорить некоторые слова во множественно числе. Например, «Коза - козлёнок», «Корова - теленок», «Кошка-котенок», «Один – много», «Человек – люди». Данный подход помогает понять то, как мыслит ребёнок и размышляет.
Составить историю.
На стол выкладывается несколько картинок, которые необходимо выложить последовательно, составив историю и рассказав ее. Так показывается умение ребёнка понимать причинно-следственные связи и приходить к определенным умозаключениям и выводам.
После подобных тестов психолог приходит к общему, примерному заключению о степени психологической зрелости ребёнка. Высокий уровень говорит о хорошей приспосабливаемости, вдумчивости, понимании окружающего мира. Средний уровень говорит, что ребёнок будет справляться с трудностями хорошо, пока это не будет граничить с его уровнем возможностей. При низком уровне ему будет тяжело осваивать новый материал и лучше протестировать его заранее, чтобы успеть подготовиться к учебному году.
Как подготовиться к школе?
Ключевой вопрос не в том, как подготовиться к школе, а как подготовиться быть самостоятельным. Потому как первокласснику, помимо обучения школьной программе, необходимо будет учиться становиться взрослым.
А для этого нужно понимание. Понимание того, что он прочитал, вместо бездумного заучивания букв. Понимание значения того, что он пишет в тетради. Понимание того, что хочет от него учитель. А для этого нужно планирование своих действий, чтобы ребёнок понимал, что он делает, для чего и как он придет к верному решению. Для примера – можете дать ему пазл и понаблюдать, что он будет с ним делать. Если он сначала внимательно изучит готовую картинку, а после от начала до конца соберет полностью весь пазл, как бы ему тяжело не было, то можете радоваться вместе с ним, потому как у него получилось придумать стратегию своих действий и довести начатое до конца. А если он через пару минут все бросил, то стоит с ним еще позаниматься и совместно придумать успешную стратегию для достижения поставленных целей.
Признаки подготовленного к школе ребенка
Чтобы окончательно понять, готов ли ваш ребёнок к школе, ответьте сами себе на один вопрос: «Научился ли ваш ребёнок играть?» Игра имеет ведущее место в жизни каждого дошкольника, а школа – это продолжение игры. У нее свои правила, свои участники (учащиеся, учителя). Придется как выигрывать (грамоты, пятерки), так и проигрывать (двойки, замечания). Добиваться целей, отстаивать мнения, учиться работать сообща и в команде.