07.03.2022
Поделиться: 0
320

Рассказываем детям о деньгах

Вероятно, каждый из родителей хотя бы раз сталкивался с ситуацией, когда ваш ребёнок просит купить ему что-нибудь в магазине, не принимая никаких аргументов о том, что «эта игрушка слишком дорогая» или о том, что «у нас сейчас нет возможности это купить». Подобные ситуации возникают из-за отсутствия у ребёнка правильного представления о понятии «деньги» и могут серьезно повлиять на дальнейшее становление его характера. Для того, чтобы этого избежать, нужно вовремя задуматься о том, как объяснить ребёнку, что такое деньги, и как научить его грамотно ими распоряжаться.

Когда начинать говорить о деньгах?

Культивировать основы финансовой грамотности следует с самого раннего возраста. До пяти лет обучение лучше всего строить в игровой форме: «ты мне даешь монетку – я тебе конфету». В этом возрасте дети изучают деньги в первую очередь как физический объект, который можно на что-либо обменять. Постепенно игры в «магазин» можно усложнять, добавляя понятия «стоимости», «ценника» и т.д.

С пяти лет наступает оптимальный возраст для того, чтобы начать говорить с ребёнком о деньгах как о платёжном средстве, необходимом для жизни в современном обществе. В этот период особенно важно не отмахиваться общими фразами, а терпеливо объяснять ребёнку, зачем нужны деньги, почему люди носят их в кошельке, почему они с разным рисунком и цифрами.

Как рассказать детям о деньгах?

Не стоит также забывать, что очевидные для нас понятия и термины кажутся нашим детям отнюдь не такими простыми. Поэтому, прежде чем читать лекцию о деньгах, подумайте, а знаете ли вы, как объяснить ребёнку ценность денег или как объяснить, откуда они берутся. Если с первого раза не получается правильно сформулировать свою мысль, чтобы она была максимально простой и понятной, не стесняйтесь говорить своему ребёнку, что вам нужно немного подумать об этом. Ваша главная задача – научить основам. Можно также ознакомить ребёнка с историей развития денег, рассказать об их распространённости в современном обществе.

Для наглядности подарите ребёнку копилку. Объясните, для чего она нужна, поговорите о том, что ваш ребёнок хотел бы купить и сколько ему для этого понадобится времени. Старайтесь показывать как можно больше примеров на практике, сходите вместе в банк, покажите, как работает банкомат, касса, расскажите, что такое перевод денег и чем отличаются разные валюты друг от друга.

Постепенно уровень финансовой грамотности вашего ребёнка приведёт его к таким понятиям как «кредит», «ипотека», «рассрочка». В этот момент важно справедливо оценивать уровень собственной компетенции по этим вопросам, и в случае, если вы видите пробелы в своих знаниях, не стесняйтесь учиться вместе с ребёнком, ведь грамотность в денежных вопросах поможет в дальнейшей жизни как ему, так и вам.

Карманные деньги и зарплата

Научить ребёнка обращаться с деньгами лучше всего на практике. С того момента, как ваш ребёнок начинает ходить в школу, ему можно выдавать определенную сумму денег на карманные расходы. Главной задачей этого этапа является формирование представления о деньгах, как о конечном ресурсе, который не будет появляться каждый раз как по волшебству, а который нужно беречь и уметь распределять так, чтобы хватало на задуманные вещи или развлечения.

В первое время ребёнку хочется потратить всё и сразу, ведь можно будет попросить ещё. Чтобы обозначить ценность денег и объяснить, почему их нужно беречь – расскажите о своей работе, покажите на часах, сколько времени на неё тратится. Вместе поговорите о том, как можно сэкономить или в каких сферах жизни этого лучше не делать. Обязательно обозначьте свободу действий ребёнка с его карманными деньгами, объясните, что если ребёнок будет экономить некоторую часть ежедневных расходов, то сможет через определенное время купить более дорогостоящую вещь, предложите ему свою помощь. Здесь важно продемонстрировать ребёнку, что с деньгами можно обращаться по-разному, и он может сам выбирать собственную финансовую стратегию.

Деньги и мотивация

Один из важнейших моментов в процессе приобщения ребёнка к вопросам, которые связаны с финансовой грамотностью, заключается в том, чтобы вовремя сместить нравственные ориентиры ребёнка в правильную сторону.

В некоторых случаях у ребёнка складывается в голове образ денег, как универсального средства для достижения успеха в жизни, в результате чего деньги ставятся на первую ступень во внутренней нравственной системе ребёнка. Для того чтобы этого избежать, родителям необходимо мотивировать ребёнка на развитие сторон его личности, а не на вечную гонку за деньгами. Если ваш ребёнок выиграл некоторую сумму денег на соревнованиях или спортивных играх – обсудите с ним, как он планирует их потратить. Предлагайте варианты, в которых деньги помогут его личностному росту: возможно, это будут билеты в театр, или путешествие всей семьёй, или помощь родственникам.

С 15-16 лет, когда у ребёнка уже сложилась прочная система понятий, связанных с деньгами и денежными операциями, родителям необходимо обращать внимание ребёнка на планирование собственных расходов, выстраивание определенной денежной стратегии для покупки дорогих вещей, помощи в оплате обучения и т.д. Для этого вовлекайте ребёнка в обсуждение вопросов об оплате жилья, распределении семейного бюджета. Чем больше ребёнок будет вовлечен в процесс, тем быстрее он усвоит эти моменты.