28.05.2022
Поделиться: 0
3289

Методики обучения быстрому чтению

Одна из реалий современной жизни – огромные информационные потоки. Умение ориентироваться в изобилии данных является конкурентным преимуществом в учебе, построении карьеры, обычной жизни. Быстрое чтение – основной способ получения сведений. От того, насколько быстро человек умеет читать, как понимает и запоминает прочитанное, зависит его объем знаний, возможность оставаться хозяином сэкономленного времени.                       

В каком возрасте начинать обучение скорочтению?

Скорочтение для детей очень важно. Основа классического приёма скоростного чтения – это отказ от внутреннего проговаривания. Начать тренировать данный приём лучше с 10-12 лет. До этого времени ребёнок лучше понимает материал, который читается на такой же скорости, что при проговаривании. И все же мозг ребёнка 5-7 лет наиболее раскрыт для познания нового.

Ошибки при обучении скорочтению

Огромной ошибкой родителей служит принуждение читать на протяжении долгого времени. При низкой технике чтения ребенок 6 лет потратит на чтение короткой сказки до полутора часов, что уничтожит всякое желание читать.

Уроки по скорочтению следует проводить только после того, как ребёнок 9 лет одолел обычное чтение. Важно научить читать, избегая ошибок, приводящих к переучиванию в дальнейшем:

  • Называть буквы следует коротко: Б, М, Р. Алфавитные названия БЭ, МЭ, ЭР осложняют чтение и путают ребёнка. Прочитанное ПЭАПЭА, вместо ПАПА, для детского ума расшифровать и понять непросто. Если смысл будет непонятен, интерес к чтению не появится.
  • Слияние букв в слоги, а слогов в слова. Правильнее тянуть первый звук, пока не дойдёт очередь до следующего: РРРАК, ПППА-ПППА. Ошибочно: П и А будет ПА; чтение по буквам П, А, П, А; чтение с последующим проговариванием не глядя на текст.
  • Недоразвитие речи обуславливает появление ошибок в чтении и письме. По этой причине важно вовремя обращаться к логопеду или дефектологу для того, чтобы устранить речевые дефекты вовремя.

Проблемы при чтении у детей

  1. Проговаривание «про себя». Эта манера появляется у детей тогда, когда они начинают познавать чтение и говорят по слогам. Есть люди, которые не только про себя говорят, но даже двигают губами. Это сильно тормозит чтение.
  2. Возвращение к тексту. Вы же замечали за собой, что иногда, при чтении, вы забываетесь, начинаете думать о чём-то другом и вдруг осознаёте, что перестали понимать материал? Тогда вы возвращаетесь на несколько строк выше, и начинается всё заново. Таким образом, ваш ребёнок быстрее читать не научится.
  3. Ограниченная зона освоения текста. У детей, которые читают медленно, это пространство составляет 4-5 см. Благодаря тренировке данное поле можно увеличить до 10 см. Тогда ребёнок сможет осилить периферийное чтение.

Как научить ребенка читать быстро?

Существует несколько советов, как увеличить скорость чтения вашего ребенка. Ему стоит научиться:

  • концентрировать внимание в течение длительного периода времени;
  • подавлять внутреннюю артикуляцию. Привычка проговаривать слова про себя снижает скорость чтения;
  • правильно использовать зрение, расширять его угол, читать по диагонали. Развитие этой способности полезно не только для беглого чтения. Она помогает спортсменам, водителям, другим специалистам;
  • умению выделять в текстах главную мысль;
  • эффективно распоряжаться собственной памятью.

Упражнения для развития навыков быстрого чтения

Чтобы улучшить скорочтение для детей, нужно использовать упражнения. Под скоростью чтения понимается количество символов, прочитываемое в минуту. Обычно этот показатель лежит в пределах 180–200 слов. Однако существуют упражнения и техники, позволяющие увеличить его до 5–7 страниц книги.

Несмотря на значимость скорости, в данном виде получения информации играет роль не только она. Важно усвоить текст, выделить главные моменты, суметь его пересказать. Продуктивную технику быстрого чтения следует сочетать с тренировкой памяти, внимания, умения концентрироваться.

Людям, желающим повысить технику чтения, можно дать следующие рекомендации:

  • тренировать внимание при чтении. Невнимательность выражается в том, что при механическом процессе суть фраз не усваивается, приходится возвращаться назад. Попытайтесь найти все преимущества, которые даст прочитанный текст. Это повысит интерес и сконцентрирует внимание;
  • избавиться от артикуляции – привычки проговаривать слова про себя;
  • совершенствовать зрительные навыки. Чтобы читать быстрее, нужно видеть больший объем текста. Для этого взгляд должен двигаться не слева направо, как учат в школе, а сверху вниз;
  • учиться управлять информацией. После первых успехов в скорочтении люди замечают, что не могут пересказать текст, не усваивают его. Это закономерный процесс, требующий доработки. При восприятии нужно воспринимать текст абзацами, полезно на начальном этапе обучения конспектировать основные мысли.

Хороший эффект дают тренировки по таблицам Шульте. Регулярные упражнения способствуют развитию периферийного зрения, что и позволяет охватывать сразу большие текстовые фрагменты.

Методики для обучения скорочтению

В крупных городах открываются центры «Академии развития интеллекта SMARTUM». В них организуются занятия по тренировке памяти, увеличению скорости чтения для детей и взрослых. Они основаны на оригинальных авторских методиках и дают проверенные результаты. Такая программа называется Либерика. Она подходит для детей 7-16 лет.

Курсы дифференцированы по возрасту, уроки имеют оптимальную продолжительность. Если перед вами стоит задача увеличить скорость чтения, стоит попробовать авторский курс. Занятия с опытным тренером более эффективны, чем самостоятельная работа.

Что дает методик Либерика ребенку-школьнику:

  • выполнение домашних заданий отнимает меньше времени;
  • повышается уровень успеваемости;
  • формируется тяга к получению новой информации;
  • облегчается дальнейшее образование, необходимое для получения хорошей профессии;
  • с увеличением количества прочитанных книг растет интеллектуальный уровень.