27.06.2022
Поделиться: 0
3495

Повышение скорости чтения в начальной школе

Чтение – важный аспект создания умственных способностей. Педагоги отмечают, что недостаточное занятие чтением в начальных классах приводит впоследствии к слабой мозговой активности. Из книг дети черпают различные знания, под влиянием поступков литературных героев формируются нравственные принципы.

В начальной школе важно не просто привить детям любовь к чтению, но и обратить внимание на техническую сторону процесса, на повышение скорости чтения. Нужно научить детей полноценно воспринимать тексты. Родители должны знать, как повысить скорость чтения.

Сегодня есть множество сторонников скорочтения, техники, при которых прочитывается более 300 слов в минуту. В то же время существует мнение, что в 7–10 лет дети должны овладеть оптимальным чтением. Термин означает скорость, максимально приближенную к темпу разговорной речи, т. е. 120–150 слов в минуту. Имеется в виду, что скоростное чтение возможно только «про себя», а оптимальное – вслух.

К последнему предъявляются определенные требования:

  • правильность – выражается в том, что звуки не искажаются;
  • сознательность – способность вникнуть в содержание;
  • беглость – темп, обеспечивающий понимание и правильное проговаривание.

Независимая точка зрения на данный вопрос заключается в том, что при развитии навыка оптимального чтения в начальной школе больше шансов овладеть впоследствии скоростью, превышающей 300 слов в минуту.

Почему ребенок медленно читает?

  1. Ему недостает внимания и концентрации на тексте. В конце фразы он может забыть, о чем говорилось в начале.
  2. Оперативное поле зрения маленького размера. Малыш обращает внимание лишь на пару букв, он не может охватить всё слово сразу.
  3. Небольшой и неразвитый запас слов.
  4. Плохо развитая артикуляционная система и дикция.
  5. Ребенок не интересуется литературой.
  6. Материал не подходит ребенку по возрасту.
  7. Зрительная регрессия. Малыш 7 лет часто перечитывает те слова, фразы, отрывки, которые уже читал.

Развитие навыков оптимального чтения

Как увеличить скорость чтения у ребенка? Педагоги начальных классов применяют различные практики и упражнения, проводят развивающие занятия для того, чтобы научить детей читать со скоростью 120–150 слов в минуту. Вот самые популярные:

  • шумное чтение – тренировка в 5 минут, когда весь класс все вместе и негромко, чтобы не мешать соседу, читает вслух, но каждый ученик – в своем темпе;
  • выделение пяти минут для чтения в начале или конце каждого урока – биологии, математики, рисования;
  • чтение перед сном как домашнее задание. Последние события отражаются в эмоциональной памяти, поэтому упражнение способствует запоминанию прочитанного;
  • тренировка зрительного восприятия для расширения объема оперативной памяти. Часто дети, дочитав предложение до конца, забывают первые слова. Упражнение решает эту проблему;
  • упражнения для расширения угла зрения, например, чтение первых и последних слогов в строке;
  • чтение знакомого отрывка с переходом на незнакомый фрагмент текста.

Значение имеет не длительность, а регулярность перечисленных тренировок.

Упражнения в домашних условиях

Некоторые родители задают вопрос, как увеличить скорость чтения у ребенка дома. Для начала маме с папой нужно узнать, какая именно проблема негативно сказывается на скорости чтения их школьника, а потом устранить её.

Любые упражнения нужно начинать с разминки. Поэтому сначала пусть ребенок 8 лет четко и ясно проговорит гласные буквы, затем согласные, а после слоги. Например, «Аоуэи, аэиоу; ж-с-з-ш, б-п-д-т; ма-ма, по-по, лу-лу». После этого упражнения примитесь за скороговорки. Будет хорошо, если ребенок положит в рот несколько небольших грецких орехов и будет пытаться проговорить фразы как можно четче. Такая тренировка готовит речевой аппарат ребенка к чтению.

Проведите дыхательную гимнастику. Пускай малыш делает глубокий вдох, а на выдохе говорит любые слова. Чем больше слов – тем лучше. Если малыш справился с этим, тогда вместо слов используйте длинные фразы. Дальше сделайте артикуляционную гимнастику, подключая язык, зубы и губы.

Ещё одно упражнение для увеличения скорости чтения – это «Лесенки». Задача ребенка – на выдохе проговаривать слова и фразы из лесенки от первой ступени до последней.

Например,

Кошка

Кошка лежит

Кошка лежит на кровати

Кошка лежит на кровати и видит сны.

Прелесть этого упражнения в том, что ребенок может сам придумать лесенки, чтобы было интересней.

Также есть упражнение «Бросаем-засекаем!» Малыш по команде «Бросаем» начинает читать текст. Спустя некоторое время родители дают следующую команду: «Засекаем». Ребенок закрывает глаза и держит руки на коленях. Когда снова звучит команда «Бросаем» ребенок должен найти место в тексте, на котором он остановился. Так можно играть около 5 минут. С помощью этого упражнения ребенок учится зрительно ориентироваться в тексте.

Упражнение «Ищем половинку» предполагает, что малыш должен в каждом столбике найти вторую половинку слова. Если первоклассник справляется с этим, то количество строк в столбце можно увеличивать.

Главное, не забывайте о том, что тренироваться надо регулярно. Иначе не будет видно результатов.

Альтернативные методики от SMARTUM

В общеобразовательных школах прогрессивные методики повышения техники чтения применяются не всегда. Часто учителя обходятся классическими приемами, но и результаты в этом случае оставляют желать лучшего.

Можно добиться высокой скорости чтения учащихся начальных классов, пройдя специальный курс Либерики в «Академии развития интеллекта SMARTUM». Заниматься по программе рекомендуют с 7 лет.

Тренеры по Либерике говорят, что для освоения методики достаточно просто уметь читать. Владение навыком на оптимальном уровне, сравнимым с темпом речи, не станет помехой для освоения курса. Данная программа увеличивает скорость чтения в 5 и более раз, у младших школьников повышается процент понимания прочитанного текста, и у них формируется любовь к книгам.